ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. Psyche – душа и греч. Analysis – разложение, расчленение) – понятие, употребляемое по преимуществу в пяти основных смыслах: 1) Учение и психотерапевтическая практика З. Фрейда; 2) Теоретическое направление в психологии и пограничных дисциплинах, восходящее к идеям З. Фрейда; 3) Особая методология исследования психики; 4) Психотерапевтический метод З. Фрейда; 5) Разнообразные психоаналитически ориентированные идеи, концепции, учения, методологии, методы, методики, техники, психотерапии, направления, течения и школы.

В общих чертах П. может быть представлен в виде трёхуровневой системы: 1) Теоретического П.; 2) Прикладного П. и 3) Клинического (эмпирического) П.

            Начальным моментом создания П. З. Фрейд считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1895).

Само понятие «П.» было введено в оборот З. Фрейдом в 1896 для обозначения созданных им учения и психотерапевтического метода, уделявших особое внимание бессознательной деятельности психики человека и принимавших бессознательное в качестве наиболее мощной системы психики, функционирование которой предопределяет здоровье, мышление и поведение человека.

На протяжении ряда десятилетий З. Фрейд многократно и по-разному определял понятие «П.». В энциклопедической статье «Психоанализ и теория либидо» З. Фрейд констатировал, что П. называются: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию; 2) основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; 3) созданный в результате этого ряд развивающихся психологических концепций. При этом З. Фрейд, подчеркивал, что П. является «беспартийным» и занимает «срединное место» между медициной и философией.

Впоследствии сторонники и противники П. предпринимали многократные попытки создания более ёмкого и точного определения. Тем не менее, общепринятого понятия «П.» по-прежнему не существует, поскольку принадлежность к П., психоаналитической парадигме или психоаналитически ориентированным идеям определяется, преимущественно, по самоидентификации и/или самопозиционированию, при одновременном существовании многообразных попыток различных организаций и лиц добиться обретения однозначной определённости посредством административно-волевых решений.

            Принципиально важным моментом принятым всем психоаналитическим сообществом является чёткое подразделение П. на: 1) классический П., т.е. П. З. Фрейда и 2) современный П., т.е. совокупность разнообразных взаимодополнительных и конкурирующих направлений, течений, школ, учений, теорий концепций, психотерапевтических практик и т.д.

            В первом приближении (и с весьма большой степенью условности) можно полагать, что в поле психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей ныне входят следующие направления, течения, школы, учения, доктрины и практики: Аналитическая психология (К.Г.Юнг и др.), Аналитическая трилогия (Н.Кеппе и др.), Антипсихиатрия (Р.Лэинг и др.), Антропоанализ (Л.Бинсвангер и др.), Аутогенная тренировка (И.Шульц и др.), Биоэнергетический телесно-ориентированный психоанализ (А.Лоуэн, Дж.Пьерракос и др.), Гипноанализ (С.Лившиц, Л.Вольберг, Р.Линдер и др.), Гисенская школа (Г.Хейсинг, М.Мёллер, С.Стефанос и др.), Глубокая аналитически-диалектическая психотерапия (Б.Бирман и др.), Групповой анализ (А.Адлер, Т.Барроу, Дж.Морено и др.), Гуманистический психоанализ (Э.Фромм и др.), Детский психоанализ (А.Фрейд, Г.Гуг-Гельмут, Д.Берлингем, М.Кляйн, Д.Винникотт и др.), Индивидуальная психология (А.Адлер и др.), Интерперсональный психоанализ (К.Томпсон, Г.Салливан и др.), Медицинская антропология (В.Вайцзеккер и др.), Микропсихоанализ (С.Фанти и др.), Наркоанализ (Дж.Хорсли и др.), Наркопсихотерапия (П.Шильдер и др.), Неопсихоанализ (Г.Шульц-Генке и др.), Неофрейдизм (К.Хорни, Г.Салливан, Э.Фромм и др.), Психоанализ объективного познания (Г.Башляр и др.), Психоанализ объектных отношений (М.Кляйн, Д.Винникотт, М.Малер, Г.Когут и др.), Психоаналитическая антропология (Б.Малиновский, Р.Бенедикт, М.Мид и др.), Психоаналитическая герменевтика (А.Лоренцер, П.Рикёр, Ю.Хабермас и др.), Психоаналитическая педагогика (А.Фрейд, Г.Гуг-Гельмут, Д.Берлингем, В.Шмидт и др.), Психоаналитическая персоналистика (О.Кернберг и др.), Психоаналитическая социология (В.Огборн и др.), Психоаналитическая этнопсихология (А.Кардинер и др.), Психоаналитическая культурология (К.Леви-Стросс и др.), Психоистория (Э.Эриксон, Л.Демоз и др.), Психосоматика (Ф.Александер, М.Балинт и др.), Райхианский анализ (В.Райх и др.), Реформистский психоанализ (О.Ранк, В.Штекель, Ш.Ференци и др.),

Рольфинг (И.Рольф и др.), Селфпсихология (психология самости) (Й.Лихтенберг, А.Орнштейн, М.Малер и др.), Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Х.К.Лейнер и др.), Современная психодинамическая психотерапия (Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар и др.), Социометрия (Дж.Морено и др.), Структурный психоанализ (Ж.Лакан и др.), Трансакционный (трансактный) анализ (Э.Берн и др.), Феноменологический психоанализ (Л.Раухал и др.), Философский психоанализ (Г.Маркузе и др.), Фрейдомарксизм (В.Райх и др.), Эгопсихология (А.Фрейд, Г.Гартман и др.), Экзистенциальный анализ (дазайнанализ) (Л.Бинсвангер, М.Босс, Р.Мэй, Р.Кун и др.), Экзистенциальный психоанализ (Ж.-П.Сартр и др.) и мн. др.

При этом следует подчеркнуть, что значительная часть участников современного психоаналитического процесса руководствуется идеями не только отличными от идей З.Фрейда, но и диаметрально противоположными им.

В.И. Овчаренко