ПСИХОГИГИЕНА – прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией, социологией, социальной психологией, педагогикой и др. дисциплинами. Исторически возникновение П. связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С.С. Корсаков, И.П. Мережковский, И.А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. За рубежом психогигиенические общества появились спустя 25-30 лет. Идеи П. развивались там, в частности, на базе действующих психиатрических госпиталей и клиник, возглавляемых ведущими психиатрами того времени, например, А. Майером (Балтимор, США), Э. Блейлером (Бургхельцли, Швейцария), Э. Крепелиным (Мюнхен, Германия), Э. Кречмером (Тюбинген, Германия) и др. До второй мировой войны П. активно развивалось во многих странах Европы: издавались журналы, в которых анализировались причины возникновения психических нарушений, читались специальные курсы в соответствующих учебных заведениях, велась разъяснительная и просветительская работа среди населения. В послевоенные годы при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического здоровья. К концу ХХ в. П. во все большей степени стала ориентироваться на решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать существенное влияние на психическое здоровье. Например, важной целью П. стала помощь, позволяющая людям избегать воздействий опасных для психического здоровья, справляться с трудностями, которых не удается избежать. В ее задачи входило также воспитание гуманного отношения к людям, страдающим психическими заболеваниями; к людям попадающим в разного рода зависимости (алкогольные, лекарственные, наркотические и т.п.), находящимся в стрессовых условиях работы и т.п. Для эффективного решения этих проблем потребовалось глубокое взаимодействие П. с такими дисциплинами, как возрастная и педагогическая психология, что породило П. для людей разного возраста; как психология труда и обучения, результатом чего стала производственная и умственная П.; как психология быта и семейной жизни, что привело к появлению П. семьи, П. половой жизни и т.п. Следует так же отметить, что для решения многих из этих проблем П.привлекает методы психотерапии, психодиагностики и консультативной психологии.

Л.А. Карпенко