ПСИХОГИГИЕНА
– прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и
применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление
психического здоровья людей. П. тесно связана с
психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией,
социологией, социальной психологией, педагогикой и др. дисциплинами.
Исторически возникновение П. связывают с первым съездом психиатров России (1887
г.), на котором видные отечественные психиатры (С.С. Корсаков, И.П. Мережковский,
И.А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы
и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. За рубежом
психогигиенические общества появились спустя 25-30 лет. Идеи
П. развивались там, в частности, на базе действующих психиатрических госпиталей
и клиник, возглавляемых ведущими психиатрами того времени, например, А. Майером
(Балтимор, США), Э. Блейлером (Бургхельцли, Швейцария), Э. Крепелиным (Мюнхен,
Германия), Э. Кречмером (Тюбинген, Германия) и др. До второй мировой войны П.
активно развивалось во многих странах Европы: издавались журналы, в которых
анализировались причины возникновения психических нарушений, читались
специальные курсы в соответствующих учебных заведениях, велась
разъяснительная и просветительская работа среди населения. В послевоенные годы
при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического
здоровья. К концу ХХ в. П. во все большей степени стала ориентироваться на
решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать
существенное влияние на психическое здоровье. Например, важной целью П. стала
помощь, позволяющая людям избегать воздействий опасных для психического
здоровья, справляться с трудностями, которых не удается избежать. В ее задачи входило
также воспитание гуманного отношения к людям, страдающим психическими
заболеваниями; к людям попадающим в разного рода
зависимости (алкогольные, лекарственные, наркотические и т.п.), находящимся в
стрессовых условиях работы и т.п. Для эффективного решения
этих проблем потребовалось глубокое взаимодействие П. с такими дисциплинами,
как возрастная и педагогическая психология, что породило П. для людей разного
возраста; как психология труда и обучения, результатом чего стала
производственная и умственная П.; как психология быта и семейной жизни, что
привело к появлению П. семьи, П. половой жизни и т.п. Следует так же
отметить, что для решения многих из этих проблем П.привлекает методы
психотерапии, психодиагностики и консультативной психологии.
Л.А. Карпенко