ПСИХОПАТОЛОГИЯ (греч. psychē – душа, páthos – страдание,
болезнь и logos – учение, наука) – раздел
медицинской психологии, в котором изучаются психологические аспекты аномального
изменения личности и динамики её дезадаптивного поведения в результате влияния
врождённой или приобретённой патологии мозга и нервной системы,
психотравмирующих событий, разного рода психических и соматических заболеваний.
П. тесно связана с патопсихологией, поскольку обе
дисциплины имеют дело с одним и тем же объектом исследования – нарушением
психической деятельности. При этом если патопсихология в своих исследованиях
опирается на патопсихологический эксперимент
(Б.В. Зейгарник), в котором используются
психологические методы и соответствующий язык описания полученных результатов,
то П. больше повёрнута в сторону общей и
социальной психиатрии, в связи с чем врачи-психиатры
считают её разделом психиатрии. Как следствие в П. наряду с психологическими
используются клинические методы исследования и медицинская терминология
(этиология, патогенез, симптом, синдром и т.п.). Предметом психопатологических
исследований в основном выступают: 1) конкретные расстройства, которые могут
быть сведены в две основные группы. В первую входят синдромы, где наиболее
характерными и постоянно присутствующими являются либо поражение когнитивных функций (память, интеллект и
обучаемость), либо нарушения осознавания (расстройства сознания и внимания).
Для второй группы синдромов наиболее характерным являются расстройства
восприятия (галлюцинации), содержания
мыслей (бред), настроения и
эмоций (депрессия,
приподнятость, тревога) или
общего склада личности и поведения. Когнитивные или сенсорные дисфункции при
этом минимальны или трудно устанавливаемы; 2)
другим предметом исследования П. являются нарушения в социально-психологической
сфере и поведении, например, касающиеся
психологического функционирования, снижения продуктивности деятельности,
препятствий к выполнению социальной роли и т.п.; 3) ещё одним предметом
исследований выступают расстройства
психологического (психического) развития детей и подростков, к которым
относятся эмоциональные расстройства и расстройства поведения (например,
расстройства приема пищи, расстройства сна, половой идентификации, фобические тревожные
расстройства и т.п.).
Л.А. Карпенко