ПСИХОПАТОЛОГИЯ (греч. psychē – душа, páthos – страдание, болезнь и logos – учение, наука) – раздел медицинской психологии, в котором изучаются психологические аспекты аномального изменения личности и динамики её дезадаптивного поведения в результате влияния врождённой или приобретённой патологии мозга и нервной системы, психотравмирующих событий, разного рода психических и соматических заболеваний. П. тесно связана с патопсихологией, поскольку обе дисциплины имеют дело с одним и тем же объектом исследования – нарушением психической деятельности. При этом если патопсихология в своих исследованиях опирается на патопсихологический эксперимент

(Б.В. Зейгарник), в котором используются психологические методы и соответствующий язык описания полученных результатов, то П. больше повёрнута в сторону  общей и социальной психиатрии, в связи с чем врачи-психиатры считают её разделом психиатрии. Как следствие в П. наряду с психологическими используются клинические методы исследования и медицинская терминология (этиология, патогенез, симптом, синдром и т.п.). Предметом психопатологических исследований в основном выступают: 1) конкретные расстройства, которые могут быть сведены в две основные группы. В первую входят синдромы, где наиболее характерными и постоянно присутствующими являются либо поражение  когнитивных функций (память, интеллект и обучаемость), либо нарушения осознавания (расстройства сознания  и внимания).  Для второй группы синдромов наиболее характерным являются расстройства восприятия (галлюцинации),  содержания мыслей  (бред), настроения  и  эмоций (депрессия,  приподнятость,  тревога) или общего склада личности и поведения. Когнитивные или сенсорные дисфункции при этом  минимальны или  трудно устанавливаемы; 2) другим предметом исследования П. являются нарушения в социально-психологической сфере и поведении, например, касающиеся  психологического функционирования, снижения продуктивности деятельности, препятствий к выполнению социальной роли и т.п.; 3) ещё одним предметом исследований выступают расстройства  психологического (психического) развития детей и подростков, к которым относятся эмоциональные расстройства и расстройства поведения (например, расстройства приема пищи, расстройства сна, половой  идентификации, фобические тревожные расстройства и т.п.).

Л.А. Карпенко