ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche - душа и therapeia – уход, лечение) – раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая П.); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая П.). Подобная помощь оказывается в двух основных формах: индивидуальной (консультирование) и групповой, основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

В настоящее время П. – широкая область научного знания. Её возникновение связывают с немецкой психиатрией. Понятие «П.» было впервые употреблено Д. Тьюком (Tuke D.H.) в книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (1872), одна из глав которой так и называлась - «П.». Общеупотребительным понятие «П.» становится в 90-х гг. Х1Х в. в связи с развитием техники гипноза. (Психотерапевтическая энциклопедия /под общ. ред. Б.Д. Карвасарского, 1998). Впоследствии основоположники клинической П. – немецкий психиатр, Э. Кречмер(1888-1964), отечественный психиатр С. И. Консторум (1890-1950) и др. исходили из того, что клиническая П. должна основываться на естественнонаучном изучении вместе с пациентом природы его страдания. То есть, это всегда должна была быть одухотворенно-реалистическая и педагогически-воспитательная работа, отправляющаяся от клинической картины и характера пациента. (М.Е. Бурно, 2003).

Почти до 80-х гг. ХХ в. понятие «П.» и в Европе, и в России относилось к медицине. Однако, впоследствии, оно не оставалось чисто медицинским. После принятия Европейской ассоциацией психотерапевтов Декларации по П. (Страсбург, 1990 г.), П. определялась как: 1) дисциплина из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; 2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; 3) гарантированным является многообразие психотерапевтических методов; 4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально и включать: теорию, личный терапевтический опыт и супервизию; одновременно приобретаются широкие представления о других методах; 5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности в области гуманитарных и общественных наук.

В России после этого на протяжении десяти лет (1990-2000) велась острая дискуссия среди врачей-психотерапевтов (представителей медицинской парадигмы П.) и медицинских психологов-психотерапевтов, выпускниками факультетов психологии ряда вузов РФ (представителями гуманистической, не медицинской парадигмы П.). Суть спора заключалась в том, имеют ли право психологи, не имеющие базового медицинского образования, оказывать психотерапевтическую помощь пациентам. В конце концов, до сознания спорящих сторон была доведена идея о том, что психологи-психотерапевты имеют дело не с душевными расстройствами людей (это область всегда оставалась за психиатрами и врачами-психотерапевтами), а с психологическими проблемами относительно здоровых людей (проблемами адаптации, коммуникации и взаимоотношениями на работе, в семье, в социуме и т.п.). Проблема профессионального самоопределения в П. разрешилась в 2000 г., когда в РФ был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 022700 – «клиническая психология», который позволил факультетам психологии соответствующих вузов РФ готовить клинических психологов, специализирующихся в области нейропсихологии, патопсихологии, психосоматике, психологии аномального развития, психотерапии и др. направлениях клинической психологии. В последние годы в П. наблюдается все большая интеграция методов и технологий клинической (врачебной) и психологической (неврачебной) П., а также совместная психотерапевтическая работа клиницистов и психологов.

Учитывая все многообразие концепций, методов, моделей П., социокультурных феноменов, Б.Д. Карвасарский предложил рассматривать существование П. в трех основных сферах общественного сознания: 1) академической, которая предполагает разработку научно-обоснованных подходов на базе научного мировоззрения; 2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических и религиозных системах; 3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества (Б.Д. Карвасарский, 1998, с. 448). Существование П. в этих сферах определяет процессы ее развития, причем, если академическая и альтернативная сфера являются «поставщиками» моделей, концепций, практических подходов, то интуитивная сфера определяет признание той или иной концепции в обществе. Так, например, сочетание ряда социокультурых факторов способствовало активному распространению психоанализа в Европе в конце Х1Х-начале ХХ в., а также всплеску интереса к П. в альтернативной сфере и т.д.

С развитием П. возникла потребность в систематизации и классификации ее методов. По направлениям П. и возникшим на их основе методам в самом общем виде выделяли: 1) психоаналитическое (психодинамическое) направление П.; 2) бихевиористское направление (поведенческую П.); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное направление П.). Все эти направления были ориентированы на личностные изменения и имели в основании независимые личностные концепции и соответствующие психотерапевтические системы. В рамках этих направлений и вне их разрабатывались сотни видов, подходов, методов, методик, технических приемов П. (в настоящее время их насчитывается более 400), которые классифицировали по: 1) характеру техник (гипноз, релаксция, психогимнастика, НЛП и др.; 2) по «психотерапевтическому инструменту» (сам психотерапевт или группа); 3) по степени интервенции (вмешательству) в психотерапевтический процесс; 4) по поставленным целям (поддерживающая П., переучивающая П., реконструктивная П.; 5) по клинической практике (симптомо-центрированная П., личностно-центрированная П., социо-центрированная П.); 6) по использованию лечебного влияния искусства и природы (библиотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, имаготерапия, натур-психотерапия, терапия творческим самовыражением и др.).

Ни один из существующих методов, как отмечает Б.Д. Карвасарский, не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем пациентам, а к определенным их группам. Выбор методов зависит от психотерапевта, его личности, уровня подготовленности и теоретической ориентации. В этой связи следует отметить еще один не традиционный подход к систематизации путей развития П., предложенный М.Е. Бурно, где основными признаками систематизации выступают: природа души (личностная природа), характер (конституция) и мировоззрение-мироощущение создателей того или иного направления П. (Практическое руководство по терапии творческим самовыражением /Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. М., 2003). Как правило, личностная природа авторов тех или иных концепций не выступает основанием систематизации созданного ими «интеллектуального продукта» (личность творца и суть его творчества не рассматриваются наукой во взаимодействии, хотя это взаимодействие часто выступает предметом искусства). Тем более интересен такой подход, поскольку П. не является наукой в классическом понимании этого слова.

В самом общем виде М.Е. Бурно выделяет четыре более или менее самостоятельных сложившихся в мире области П. в соответствии с личностной природой, и мировоззрением-мирооощущением их творцов и последователей. Это: 1) Клиническая П.; 2) Психологическая П.; 3) Полифоническая («сюрреалистическая» и «постимпрессионистическая») П.; 4) Прагматически-техническая П.

Клиническая П., по существу, наследует традиционный подход, который вершился психотерапевтами естественнонаучного, материалистического склада. Это П. для больных (для пациентов, «клинических случаев»), хотя при этом используются методы, применяемые и для П. здоровых (гипнотические методы, когнитивно-поведенческие, экзистенциально-гуманистические, аналитические, приемы терапии творческого самовыражения). Однако, все перечисленные и др. методы используются в клинико-психотерапевтическом их преломлении, т.е. строго сообразуясь с клинической картиной характерологической почвы (Брэд, Форель, Дюбуа, Дежерин, Корсаков, Токарский, Солье, Сикорский, Суханов, Бехтерев, Платонов, Клези, Макс Мюллер, Эуген Блейлер, Эрнст Кречмер, Каннабих, Консторум, Вельвовский, Броди, Рожнов и др.).

Психологическая П. идет не от клиники характера, а от определенной теоретической системы, концепции. Она обнаруживает в себе психологические, педагогические, философские и социологические модели П., опирающиеся на идеалистическое мироощущение и мировоззрение, характерное для психодинамических, экзистенциально-гуманистических подходов и разнообразной религиозной П., включающей в себя трансперсональную, православную П., позитивную П., духовные практики, народную медицину. (Фрейд, Адлер, Шульц, Фромм, Александер, Роджерс, Маслоу, Ассаджиоли, Мясищев, Франкл, Берн, Мэй, Шерток, Вольфганг Кречмер, Бьюдженталь, Бенедетти и др.).

Полифоническая («сюрреалистическая» и «постимпрессионистическая») П. опирается одновременно и на материалистическое и на идеалистическое мироощущение. Причина такого «расщепления» в особенностях природного характера творцов, к которым М.Е. Бурно относит Парацельса, Юнга, Райха, Перлза, Лакана. Из этого, конечно, не следует, что все сегодняшние юнгианцы, лакановцы, телесно-ориентированные психотерапевты и гештальтисты – люди полифонического склада души. Как раз большинство из них отличалось хорошим душевным здоровьем и благодаря их трудам удалось сделать доступными для П. творчество действительно «расщепленных» («полифоничных») отцов-первооткрывателей. Так, они уже не сердились на свои архетипы, подобно К. Юнгу, которому приходилось их «приручать», поскольку они «вмешивались» в его мысли.

Прагматически-техническая П., в отличие от первых трех направлений П., отвергает за ненадобностью мироощущения-мировоззрения и теории. Это направление имеет дело, в основном, со здоровыми людьми и легкими невротикам и не требует целительного личностного сопереживания психотерапевта. Используются техники НЛП, некоторые сугубо технические когнитивно-поведенческие приемы, многие гипнотически-эриксонианские и гештальт-техники. Впрочем, техники часто перемешиваются между собой и создаются достаточно совершенные условно-рефлекторные формы, позволяющие психотерапевту манипулировать человеком (подобно тому, как это манипулирование возможно посредством художественных произведений массовой культуры).

Здесь важно отметить, что, по мнению М.Е. Бурно, большинство современных людей душевно здоровы (что хорошо!) и при этом не отличаются глубиной и сложностью переживаний, неискоренимыми патологическими характерами, депрессивными страданиями. А там, где нет глубоких интересов, без удовлетворения которых человек плохо себя чувствует, обычно царствуют мода и служение влечениям. Преподаватели прагматически-технической П., отвечая на запрос массовой поп-П., учат своих учеников, что если они будут переживать с каждым клиентом, то скоро от них ничего не останется. А ведь им надо зарабатывать деньги.

Тем не менее, в России развиваются множество отечественных и зарубежных направлений П. Более того, в последнее время наблюдается все большая интеграция П. не только в здравоохранение, но и в социальные сферы (реабилитация и профилактика пациентов после болезни, психотерапевтическая поддержка инвалидов и престарелых людей, реабилитация людей при спасательных работах и катастрофах, П. людей при различных возрастных кризисах, работа с подростками и семьями др.). Одновременно развиваются различные системы оказания психотерапевтической помощи: психотерапевтические центры, кабинеты социально-психологической помощи, телефоны доверия и др.

Л.А. Карпенко