ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ (в клинической психологии)- рассмотрение клиента как существа природного (телесного), и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью. Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы – выделяют человека из животного мира. Человек – существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть, подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не «объект» изучения, а активный его соучастник. Базисным для процесса психологической помощи клиенту является диалог с ним. Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о духовном измерении психики.

Духовность – (с точки зрения материализма) это высший уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро. Согласно А.Маслоу, духовность связана с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т.д. и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В.Франкл рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще называют «высшими побуждениями» или «метамотивами». Игнорирование метамотивов лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать «метапатологии». А.Маслоу, изучая на период обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему, др.).

Поскольку человек является сложной многоуровневой системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.) доказала, что натуральные (биологические) функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически детерминированной функции в культурно детерминированную осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование). Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции доказали, что психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме.

Профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Слово «исцеление» и слово «целый» происходят из одного корня; быть исцеленным – означает быть целым, когда ничего не недостает. Парацельс говорил: «Пока мы не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья».

Н.Д. Творогова