ЦЕЛОСТНЫЙ
ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ (в клинической психологии)- рассмотрение клиента как существа
природного (телесного), и как социального индивидуума (принадлежащего той или
иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и
сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает
уникальной неповторимостью. Феномен человека определяется его многогранностью,
сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного
образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование
речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы –
выделяют человека из животного мира. Человек – существо рефлексивное и
активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе.
Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть,
подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При
изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс
взаимодействия с ним, поскольку он не «объект» изучения, а активный его
соучастник. Базисным для процесса психологической помощи клиенту является
диалог с ним. Клинический психолог активно использует данные
естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические
особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от
анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах
общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в
обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его
взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о
духовном измерении психики.
Духовность – (с точки зрения материализма) это высший
уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми
регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из
основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших
ценностей назвал истину, красоту и добро. Согласно А.Маслоу, духовность связана
с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство
противоположностей, совершенство, простота и т.д. и пиковыми переживаниями,
характерными для самоактуализирующейся личности. В.Франкл рассматривает
духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над
телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще
называют «высшими побуждениями» или «метамотивами». Игнорирование метамотивов
лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к
задержке в развитии, может вызвать «метапатологии». А.Маслоу, изучая на период
обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических
метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к
другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к
будущему, др.).
Поскольку человек является сложной многоуровневой
системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно
изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Выготский
Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.) доказала, что натуральные (биологические)
функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно
детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически
детерминированной функции в культурно детерминированную
осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование).
Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции доказали, что
психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к
биологической подсистеме.
Профессиональная работа клинического психолога
включается в комплексную помощь человеку. Слово «исцеление» и слово «целый»
происходят из одного корня; быть исцеленным – означает быть целым, когда ничего
не недостает. Парацельс говорил: «Пока мы не познаем состояние нашей гармонии,
мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша
внутренняя гармония является источником вашего здоровья».
Н.Д.
Творогова