ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ – восстановление нарушений высших психических функций (ВПФ) у
больных с локальным поражением мозга. В.о. используется в нейропсихологической
практике. Научный методологический и теоретический базис отечественной нейропсихологии
создал условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В.о. На
клиническом и экспериментальном материале было показано, что ВПФ имеет сложную
и изменяющуюся во времени в процессе ее развития (или нарушения) структуру. А
осуществляющие ее мозговые механизмы представляют собой функциональную систему
(ФС), основанную на совместной работе территориально независимых областей
мозга. При локальных поражениях мозга (1) ВПФ не распадается
полностью (не выпадает), а наступает ее дезорганизация, (2) нарушенными могут
быть несколько психических функций (но одна и та же психическая функция может
оказаться нарушенной при поражении различных участков мозга), (3) каждое
нарушение ВПФ имеет специфику, зависящую от топики поражения мозга и от того, какое
звено (или фактор) в функциональной системе оказался нарушенным, (4)
локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ, важно выявить «фактор»,
лежащий в основе синдрома нарушения той или иной ВПФ.
Путь
восстановления ВПФ – это путь перестройки функциональной системы. В
соответствии с принципами нейропсихологии (социального генеза ВПФ, их
системного строения, их динамической организации и локализации)
«объективирование» расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее
во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации
поражений» (Л.С. Выготский). Отечественными психологами (А.Р.Лурия, Э.С. Бейн,
В.М. Коган, Л.С. Цветкова, др.) разработан новый метод восстановления – метод
рационального В.о., научные основы которого заложены в годы Великой
Отечественной войны. В настоящее время выделяют несколько направлений в
практической работе В.о., хотя обычно они применяются одновременно.
Первое
направление. В.о. строится так, чтобы нарушенное звено функциональной системы
(ФС) было замещено «резервным» (используются те афферентации нарушенной ФС,
которые имелись в онтогенезе и у взрослого человека уступили место ведущей
афферентации). Такое создание новых ФС происходит
путем внутрисистемной перестройки. «Атака слабого звена» – предполагает
воздействие на слабое звено путем его систематической тренировки.
Второе
направление. Создание новых ФС на основе включения новых звеньев, не
принимавших ранее прямого участия в нарушенной ФС.
«Опора на сохранные звенья» – предлагает развивать обходные пути преодоления
дефекта или приспособления к нему Это путь
межсистемной перестройки пострадавшей функции.
Третье
направление. Перестройка, учитывающая многоуровневое системное строение ВПФ,
предусматривает либо перевод функции на более низкий и менее произвольный
уровень с целью дальнейшего восстановления более высокого уровня ее протекания,
либо на более высокий уровень ее организации, требующий включения сознания, с
целью преодоления дефектов более низкого уровня.
Четвертое
направление – лекарственная терапия.
Пятое
направление – восстановление заторможенных функций путем изменения установки
личности. Интерактивный подход ставит во главу угла взаимодействие
реабилитатора и пациента и обеспечение мотивации пациента при обращении к
решению реабилитационных задач
Принципы
В.о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на
психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.
В.о. входит
в качестве основного структурного звена в процессе нейропсихологической
реабилитации больных. Нейропсихологическая реабилитация представляет собой
комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на больного и системное
психологическое воздействие на дефект, учитывающее его механизм и
предусматривающее апелляцию к личности больного и к малым социальным группам
больного (терапевтическая группа, семья, трудовой коллектив), направленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не
приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит
привести к достижению конечной цели – восстановлению его личного и социального
статуса, возвращению в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к
общественной и трудовой деятельности.
Разработанные методы В.о. больных с поражениями
мозга могут применяться и применяются в коррекционно-развивающем обучении детей
с трудностями обучения. Хотя отдельные методические приемы меняются, в
частности, меняются способы мотивации детей к выполнению заданий,
принципиальная основа построения стратегии и тактики коррекционно-развивающего
обучения сохраняется – развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в
ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога.
Л.С.Цветкова, Т.В.Ахутина