ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – восстановление нарушений высших психических функций (ВПФ) у больных с локальным поражением мозга. В.о. используется в нейропсихологической практике. Научный методологический и теоретический базис отечественной нейропсихологии создал условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В.о. На клиническом и экспериментальном материале было показано, что ВПФ имеет сложную и изменяющуюся во времени в процессе ее развития (или нарушения) структуру. А осуществляющие ее мозговые механизмы представляют собой функциональную систему (ФС), основанную на совместной работе территориально независимых областей мозга. При локальных поражениях мозга (1) ВПФ не распадается полностью (не выпадает), а наступает ее дезорганизация, (2) нарушенными могут быть несколько психических функций (но одна и та же психическая функция может оказаться нарушенной при поражении различных участков мозга), (3) каждое нарушение ВПФ имеет специфику, зависящую от топики поражения мозга и от того, какое звено (или фактор) в функциональной системе оказался нарушенным, (4) локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ, важно выявить «фактор», лежащий в основе синдрома нарушения той или иной ВПФ.

            Путь восстановления ВПФ – это путь перестройки функциональной системы. В соответствии с принципами нейропсихологии (социального генеза ВПФ, их системного строения, их динамической организации и локализации) «объективирование» расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации поражений» (Л.С. Выготский). Отечественными психологами (А.Р.Лурия, Э.С. Бейн, В.М. Коган, Л.С. Цветкова, др.) разработан новый метод восстановления – метод рационального В.о., научные основы которого заложены в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время выделяют несколько направлений в практической работе В.о., хотя обычно они применяются одновременно.

            Первое направление. В.о. строится так, чтобы нарушенное звено функциональной системы (ФС) было замещено «резервным» (используются те афферентации нарушенной ФС, которые имелись в онтогенезе и у взрослого человека уступили место ведущей афферентации). Такое создание новых ФС происходит путем внутрисистемной перестройки. «Атака слабого звена» – предполагает воздействие на слабое звено путем его систематической тренировки.

            Второе направление. Создание новых ФС на основе включения новых звеньев, не принимавших ранее прямого участия в нарушенной ФС. «Опора на сохранные звенья» – предлагает развивать обходные пути преодоления дефекта или приспособления к нему Это путь межсистемной перестройки пострадавшей функции.

            Третье направление. Перестройка, учитывающая многоуровневое системное строение ВПФ, предусматривает либо перевод функции на более низкий и менее произвольный уровень с целью дальнейшего восстановления более высокого уровня ее протекания, либо на более высокий уровень ее организации, требующий включения сознания, с целью преодоления дефектов более низкого уровня.

            Четвертое направление – лекарственная терапия.

            Пятое направление – восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. Интерактивный подход ставит во главу угла взаимодействие реабилитатора и пациента и обеспечение мотивации пациента при обращении к решению реабилитационных задач

            Принципы В.о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

            В.о. входит в качестве основного структурного звена в процессе нейропсихологической реабилитации больных. Нейропсихологическая реабилитация представляет собой комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на больного и системное психологическое воздействие на дефект, учитывающее его механизм и предусматривающее апелляцию к личности больного и к малым социальным группам больного (терапевтическая группа, семья, трудовой коллектив), направленное прежде всего на восстановление ВПФ (а не приспособление к дефекту), как на главную задачу, решение которой позволит привести к достижению конечной цели – восстановлению его личного и социального статуса, возвращению в нормальную (а не упрощенную) социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.

Разработанные методы В.о. больных с поражениями мозга могут применяться и применяются в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями обучения. Хотя отдельные методические приемы меняются, в частности, меняются способы мотивации детей к выполнению заданий, принципиальная основа построения стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения сохраняется – развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога.

Л.С.Цветкова, Т.В.Ахутина