ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся,
социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому
строению и произвольные по способу своего осуществления. В.п.ф. - одно из
основных понятий современной психологии, введенное в отечественную
психологическую науку Л.С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А.Н.
Леонтьевым, А.В, Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я.
Гальпериным и др. советскими психологами. В основе представлений о В.п.ф. как
социально-детерминированных психических образованиях или сознательных формах
психической деятельности лежат теоретико-методологические положения современной
психологии об общественно-исторническом происхождении психики человека и
определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания. Л.С.
Выготский выделял два типа психических явлений (“натуральные” и “культурные”
психические процессы), считая, что первый тип детерминирован преимущественно
действием генетического фактора, а второй - формируется всецело под влиянием
социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования
В.п.ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой
В.п.ф. является их опосредствованность различными “психологическими орудиями” -
знаковыми системами, являющимися продуктом длительного
общественно-исторического развития человечества. Среди
психологических орудий ведущую роль играет речь; поэтому речевое
опосредствование В.п.ф. представляет собой наиболее универсальный способ их
формирования. В.п.ф. - сложные системы образования, качественно отличные
от др. психических явлений. Они представляют собой “психологические системы”,
которые создаются “...путем надстройки новых образований над
старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри
нового целого” [Выготский Л.С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В.п.ф.
как “психологические системы”. В.п.ф. как системы обладают большой
пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными
(инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и
конечный результат; средства же, с помощью которых
реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах
онтогенеза и при разных способах и путях формирования В.п.ф. Закономерность
формирования В.п.ф. является то, что первоначально она существует как форма
взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь
позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние
психологические носит название интериоризации. Вторая важнейшая черта,
характеризующая логику развития В.п.ф. - их постепенное “свертывание”,
автоматизация. На первых этапах формирования деятельности, которая опирается на
относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и
процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных
действий. Одновременно меняется и психологическая структура В.п.ф.
Психофизиологической основой В.п.ф. являются сложные функциональные системы включающие большое число афферентных и эферентных
звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную
(корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко
“закреплена” за определенными участками мозга, остальные - обладают высокой
пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма
перестройки функциональных систем в целом. Т.о., каждая В.п.ф. связана с
работой не одного “мозгового центра” и не всегда мозга как однородного
эквипатенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга,
в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. “Локализация высших психических функций”). Теория В.п.ф.
разрабатывается не только в общей психологии, но и в русле проблем прикладных
направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая
психология используют представление о В.п.ф. как об одном из основных при
изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе,
механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе
представлений о социальной обусловленности В.п.ф. анализирует различия в
“культурных” процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности
людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений
познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается
на положениях об опосредствованности и системном характере строения В.п.ф. В
современной нейропсихологии понятие В.п.ф. является центральным при анализе
мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с
локальными поражениями головного мозга - при диагностике очага поражения и
определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Таким
образом, различные области практического применения теории В.п.ф. подтверждают
ее высокую продуктивность и научную значимость.
Е.Д. Хомская