КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensatio - возмещение) - возмещение, выравнивание нарушенных или недоразвитых функций путем использования сохранных или частично нарушенных нервных механизмов. К.ф. охватывает широкий спектр явлений, относящихся к медицине, физиологии, психологии, дефектологии.

В медицине под К.ф. понимается устранение болезненных расстройств того или иного органа путем развития соответствующих приспособлений (напр. гипертрофия сердца при пороках клапанов). В психиатрии - в зависимости от формы психологической патологии - для К.ф. используются различные психофармакологические средства, социально-трудовые мероприятия, методы нивелирования патогенных средовых факторов и др. В физиологии под К.ф. понимается вовлечение в реализацию физиологических функций (дыхания, пищеварение и др.) новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении, и создание новых функциональных систем (по П.Е. Анохину). Решающим моментом в образовании новой функциональной системы является оценка конечного результата с помощью “обратной эфферентации”.

В психологии проблема К.ф. разрабатывается прежде всего в рамках клинической психологии. В патопсихологии и психосоматике используются различные психологические методы К.ф., воздействующие на личность больного. К психологическим средствам воздействия относятся различные индивидуальные и групповые формы психотерапии, которые направлены на устранение эмоциональных конфликтов, навязчивых состояний, неадекватной самооценки и др. В нейропсихологии разработаны особые методы восстановления высших психических функций, опирающиеся на нейропсихологическую теорию. Описаны два типа К.ф. - внутрисистемная и межсистемная перестройка функций (по А. Р. Лурия). Первая осуществляется за счет, перестройки работы сохранных нервных элементов той же функциональной системы, с помощью которой осуществляется нарушенная психическая функция; вторая - за счет более сложной перестройки нарушений функциональной системы с привлечением новых нервных элементов из других сохранных систем, ранее не участвовавших а реализации функции. Так, при восстановлении понимания речевых логико-грамматических конструкций, нарушенного воздействие поражения зоны ТРО левого полушария возможен перевод данной функции на другой уровень реализации в пределах той же функциональной системы. Однако процесс звукоразличения (речевой слух) можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, т.е. за счет других функциональных систем. Особый раздел К.ф. в нейропсихологии составляет восстановление функций у детей с трудностями обучения.

В дефектологии К.ф. направлена на преодоление врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К.ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит главным образом путем развития осязания (т.е. за счет совместной работы двигательного и кожно-кинестетического анализаторов) или - за счет преобразования световых сигналов в звуковые. При дефектах слухового анализатора К.ф. осуществляется с помощью преобразования звуковых сигналов в световые (и других методов), что требует специального обучения. К.ф. составляет важный раздел общей реабилитации больного, его приспособления к социальной среде.

Е.Д. Хомская