КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensatio -
возмещение) - возмещение, выравнивание нарушенных или недоразвитых функций
путем использования сохранных или частично нарушенных нервных механизмов. К.ф.
охватывает широкий спектр явлений, относящихся к медицине, физиологии,
психологии, дефектологии.
В медицине под К.ф. понимается
устранение болезненных расстройств того или иного органа путем развития
соответствующих приспособлений (напр. гипертрофия сердца при пороках клапанов).
В психиатрии - в зависимости от формы психологической
патологии - для К.ф. используются различные психофармакологические средства,
социально-трудовые мероприятия, методы нивелирования патогенных средовых
факторов и др. В физиологии под К.ф. понимается вовлечение в реализацию
физиологических функций (дыхания, пищеварение и др.) новых нервных структур,
которые раньше не участвовали в ее осуществлении, и создание новых
функциональных систем (по П.Е. Анохину). Решающим моментом в образовании
новой функциональной системы является оценка конечного результата с помощью
“обратной эфферентации”.
В психологии проблема К.ф. разрабатывается прежде всего в рамках клинической
психологии. В патопсихологии и психосоматике используются различные
психологические методы К.ф., воздействующие на личность больного. К психологическим средствам воздействия относятся различные
индивидуальные и групповые формы психотерапии, которые направлены на устранение
эмоциональных конфликтов, навязчивых состояний, неадекватной самооценки и др. В
нейропсихологии разработаны особые методы восстановления высших психических
функций, опирающиеся на нейропсихологическую теорию. Описаны два типа
К.ф. - внутрисистемная и межсистемная перестройка функций (по А. Р. Лурия).
Первая осуществляется за счет, перестройки работы сохранных нервных элементов
той же функциональной системы, с помощью которой осуществляется нарушенная
психическая функция; вторая - за счет более сложной перестройки нарушений
функциональной системы с привлечением новых нервных элементов из других
сохранных систем, ранее не участвовавших а реализации
функции. Так, при восстановлении понимания речевых логико-грамматических
конструкций, нарушенного воздействие поражения зоны ТРО левого полушария
возможен перевод данной функции на другой уровень реализации в пределах той же
функциональной системы. Однако процесс звукоразличения (речевой слух) можно
восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного
анализаторов, т.е. за счет других функциональных систем. Особый раздел К.ф. в
нейропсихологии составляет восстановление функций у детей с трудностями
обучения.
В дефектологии К.ф. направлена на преодоление врожденных или рано возникших
дефектов развития. Так, К.ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка
происходит главным образом путем развития осязания (т.е. за счет совместной
работы двигательного и кожно-кинестетического анализаторов) или - за счет
преобразования световых сигналов в звуковые. При
дефектах слухового анализатора К.ф. осуществляется с помощью преобразования
звуковых сигналов в световые (и других методов), что требует специального
обучения. К.ф. составляет важный раздел общей реабилитации больного, его
приспособления к социальной среде.
Е.Д. Хомская