ЛИТЕРАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ
- замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к
искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы
афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической
близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуков з, б. - п. и т.д. При афферентной моторной
афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т.е.
близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуков н, м - б или п и т.д. Л.п. проявляется как в устной, так и в письменной
речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия).
Восстановление высших психический функций - отрасль
нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ,
механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных
вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В.в.п.ф.
являются, с одной стороны, общепсихологические представления об
общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических
функций и их системной организации, с другой стороны - нейропсихологическая
концепция о системном строении и системной динамической локализации данных
функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о
принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за
счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой.
А.Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки
функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена
выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение
нейропсихологической теории В.в.п.ф. на практике при лечении раненых во время
Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и
были разработаны научные основы В.в.п.ф - речевых,
гностических, интеллектуальных, двигательных (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьв, А.В.
Запорожец, Б.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, Н.Н. Трауготт и др.).
Дальнейшее изучение проблем
В.в.п.ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых
нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А.Р.
Лурия и его учениками (Д.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной,
Ж.М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения:
нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в
психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности,
внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики
восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием
восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы
нарушения различных речевых функций, в частности роль зрительных образов
в формировании афазии. Работы Л.С. Цветковой и ее сотрудников показали, что
нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации
зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии
связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения,
разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия,
эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с
созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания
психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из
важнейших разделов данного направления является изучение
моциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка
групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений
личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации,
которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется
на общих теоретических представлениях А.Р. Лурия о системной психологической и
мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы
комплексной нейрореабилитации, разработанной В.М. Шкловским и его сотрудниками
и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России.
Высокая социальная значимость
результатов исследования проблемы В.в.п.ф. и их применения на практике связана
с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической
психологии (в частности в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний)
и большой эффективностью нейропсихологических методов В.в.п.ф
Е.Д. Хомская