МЕЖПОЛУШАРНАЯ
АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - фундаментальные закономерности
работы мозга как парного органа. М.А. является частным случаем М.В. На
современно этапе изучения работы мозга как парного органа в большей степени
изучены закономерности М.А. Анатомические, физиологические данные и материалы
наблюдения за больными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют
о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомическая асимметрия
имеется как в корковых, так и подкорковых отделах мозга. Физиологическая
асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических
отделов левого и правого полушарий как в состоянии
покоя, так и особенно - во время психологической деятельности. Клинические
данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к
речевым и неречевым функциям. Современная нейропсихология рассматривает
проблему М.А. как проблему функциональной специфичности полушарий, их
различного вклада в каждую техническую функцию (элементарную и высшую). М.А.
имеет не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные, сенсорные и
“психические” асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество
более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная, оральная,
глазодвигательная и др. М.А. К сенсорным М.А.
относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К “психическим”
- асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций
(перцептивных, мнестических, интеллектуальных).
На основе оценки М.А. в трех
анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация типов М.А. или
профилей латеральной организации мозга (ПЛО) (по Е.Д. Хомской и др.).
Существуют 5 основных типов ПЛО: “чистые” правши, праворукие, амбидекстры,
леворукие и “чистые” левши, у которых ведущими являются либо все левые или
правые анализаторные системы (“чистые” типы), либо ведущие системы различны
(смешанные типы). Типы ПЛО (т.е. разные типы М.В.) отражают разную форму и
степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются
различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и
эмоционально-личностных процессов.
М.В. осуществляется с помощью
комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит
к появлению “синдрома расщепленного мозга”. Нарушение М.В. проявляется в
нарушении реципрокных двигательных актов, аномии (нарушении способности давать
словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие), дископии -
дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). М.В. может
нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципального расцепленного
мозга по Л.И. Московичюте, Э.Г. Симерницкой и др).
М.А и М.В. - результат действия
биосоциальных факторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется
сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов
М.А. и М.В. происходит к 12-14 гг. и даже позже. Т.о. парная работа полушарий
формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов. Методы исследования
М.А. - подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза,
уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного
анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору.
Методы исследования М.В. - основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов
(при оценке М.В. в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя
руками, ногами (при оценке М.В. в моторных системах). Наиболее известным из
таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов
(слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).
Изучением проблемы М.А. и М.В.
активно занимаются современная психология, нейрофизиология, нейроанатомия и др.
дисциплины. Данная проблема является важнейшей для современной клинической
психологии и особенно - нейропсихологии (клинической, экспериментальной,
детской, дифференциальной и др.)
Е.Д. Хомская