РЕЧИ НАРУШЕНИЯ -
различные отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо
распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин
органического и/или функционального характера, имеющих врожденную или
приобретенную природу и связанных с поражением или функциональной
недостаточностью речевых зон коры мозга, либо анатомо-физиологическими
дефектами периферического отдела речевого аппарата, либо патологией проводящих
нервных путей от центра к периферии.
РН могут возникать в любом
возрасте, затрагивать как устную, так и письменную речь и препятствовать как
порождению, так и пониманию речевого высказывания. Проявляются в расстройствах
голоса, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, в лексических и
грамматических нарушениях, в трудностях построения связного высказывания,
недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и
чтения. Нередко сопровождаются вторичными отклонениями в когнитивной и
эмоциональной сферах. К наиболее тяжелым РН относятся
дизартрия, алалия, афазия. РН могут выступать самостоятельно или в синдроме
других нервно-психических расстройств, а у детей на фоне таких вариантов
дизонтогенеза, как недоразвитие, задержанное, дефицитарное и искаженное
развитие. Большой вклад в изучение
Р.Н. внесли А.Р.Лурия, В.М.Шкловский, Р.Е.Левина и др.