СИНДРОМЫ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - закономерные сочетания нарушений высших психических
функций (нейропсихологических симптомов), возникающие в результате локальных
поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение
С.н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с
помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. Основой С.н. является
поражение соответствующего нейропсихологического фактора. Различают корковые и подкорковые С.н. Корковые С.н. возникают при
поражении т.н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей
ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С.н. различают первичные нарушения, связанные с
непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения,
возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех
функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности
соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного
участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария
нарушается речевой слух, т.е. звуковой анализ и синтез речи (первый дефект),
что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания
устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и
вторичных нарушений (симптомов) и составляет С.н.
Корковые С.н.,
связаны с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и
базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. В большей
степени изучены С.н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого
полушария. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению
следующих С.н.
Синдромы поражения вторичных корковых
полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде
различных нарушений зрительного восприятия - предметного, лицевого, цветового,
пространственного и др., вследствие дефектов пространственной организации
двигательного акта. При левосторонних очагах возникают расстройства восприятия
букв, цифр, что ведет к нарушению чтения. Синдромы поражения
третичных корковых полей зоны ТРО (зоны перекрытия tempotalis - височной,
parietalis - теменной и occipitalis - затылочной коры), проявляющиеся в
нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах
пространственной организации движений, конструктивной апраксии, нарушении
понимания определенных логико-грамматических конструкций, отражающих
пространственные или “квазипространственные” отношения, в нарушении наглядного
мышления, расстройствах счета и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты
симультанного анализа и синтеза.
Синдромы поражения вторичных корковых
полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами являются
нарушения речевого (левое полушарие у правши) или неречевого (правое полушарие)
слуха, а вторичными - расстройства различных речевых процессов, связанных с
речевым слухом или неречевым и музыкальным слухом. В основе другого височного
синдрома лежат нарушения слухоречевой памяти, вследствие которых возникает
акустико-мнестическая афезия Синдромы поражения вторичных корковых полей
теменной постцентральной области мозга, которые выражаются в нарушении
кинестетической основы двигательных актов (движений рук, туловища, речевого
аппарата), представляющем собой первичный дефект. Его следствием являются
расстройства координации и управления различными движениями и аффектно-моторные
нарушения речи, а также расстройства тактильного восприятия.
Синдромы поражения премоторных
областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной
организации двигательных актов (движений рук, речевого аппарата и др.). При
сохранности отдельных двигательных актов нарушается переключение от одного
движения к другому, возникают двигательные или речедвигательные персеверации . Персевераторные феномены проявляются и в других видах
психической деятельности.
Синдромы поражения префронтальных
третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования
различных произвольных форм психической деятельности и трудностях контроля за их протеканием. Нарушения программирования и
контроля проявляются не только при осуществлении различных видов познавательной
деятельности или двигательных актов, но и во всем поведении больного в целом.
С.н., возникающие при поражении симметричных областей конвекситальной коры
левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной
специализацией. Поражение медио-базальных отделов коры мозга приводит к
появлению следующих синдромов.
Синдромы
поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга
характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи;
центральным симптомом при данном поражении являются нарушения регуляции
процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии,
снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности
психических процессов, появлению контоминаций, нарушениям памяти на
семантическом уровне и т.д. Для данных больных характерны также
нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории,
эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще - при поражении медиальных
или медио-базальных отделов лобных долей правого полушария).
Синдромы поражения медио-базальных
отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями эмоциональных
процессов, модельно-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями
состояний бодрствования, сознания. Значительно меньше изучены синдромы поражения
медиальных отделов теменных и затылочно-теменных отделов мозга.
Подкорковые С.н. связаны
с поражением различных подкорковых образований.
Различают синдромы, связанные с
поражением неспецифических структур, расположенных по средней линии (нижних
уровней ствола, диэнцефельной области мозга и др.). Данные синдромы
характеризуются расстройствами цикла “сон-бодрствование”,
модально-специфическими нарушениями памяти и внимания, изменениями состояния
сознания. Характер нарушений и их выраженность зависит от уровня поражения
неспецифических структур.
Синдромы, связанные с поражением
базальных ядер мозга (структур, входящих в стрио-паллидарную систему мозга и
др.), которые проявляются в виде неафазических речевых нарушений (изменений
подкорковой памяти и др.) при поражении левого полушария и различных
пространственных расстройств (нарушений зрительно-пространственной памяти и
др.) - при поражении правого полушария мозга (у правшей).
Синдромы, возникающие при поражении
комиссур, объединяющих левое и правое полушария мозга (мозолистого тела и др.).
Данные синдрома носят название синдромов “расщепленного мозга” и проявляются в
виде нарушений реципрокной координации движений (рук, ног), в аномии
(невозможности назвать объект, если он “воспринимается” правым полушарием мозга),
дископии-дисграфии (невозможности писать правой и рисовать левой рукой). Эти и
ряд других симптомов обусловлены разобщением полушарий, нарушением
межполушарного взаимодействия. С.н. зависят не только от локализации поражений
головного мозга, но и от характера заболевания (опухоли, травмы, сосудистые
заболевания и др.) и преморбида большого (возраст, пол, тип межполушарной
организации мозга и др.). У левшей С.н. протекают иначе. С.н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12
лет), существенно отличаются от С.н., связанных с поражением соответствующих
областей мозга у взрослых. При поражении речевых зон левого полушария у детей
отсутствует (или выражены иначе) речевые нарушения, чаще проявляются
пространственные дефекты. Изучение С.н. у детей - составляет основную задачу
нового направления в нейропсихологии - нейропсихологии детского возраста.