АСТЕНИЧЕСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - тяжелые и затяжные
астенические расстройства, выражающиеся в резком падении умственной
работоспособности с невозможностью продуктивно продолжать учебу, развивающиеся
у школьников старших классов и студентов в возрасте 16-24 лет. Длятся 6 мес.-1
год, а иногда и дольше.
Отдых,
как правило, не способствует восстановлению сил. Отмечается сочетание
астенических расстройств с проявлениями адинамической
субдепрессии или депрессии - рудиментарными депрессивными идеями, доминированием
"мрачных мыслей", касающихся своей "неполноценности",
бесперспективности, суточными колебаниями самочувствия по утреннему типу, др.
Адекватная эмоциональная реакция на свое состояние и стремление к его
преодолению в этих случаях отсутствуют. Обращают на себя внимание качественно
аномальные расстройства телесных чувств (сенестопатии и дизэстезические кризы
по Г.Губеру - G.Huber,1981), расстройства мышления (нарушения концентрации,
забывчивость, т.е. интенциональная слабость – по И.Берце - J.Bеrze,1929, рассеянность), а также снижение способности к
эмоциональному резонансу. Считается, что это состояние имеет полиморфную
структуру, является чаще всего эндогенным, но не обладает нозологической
специфичностью. На первом плане при нем выступают /и приводят к социальной дезадаптации/ расстройства мышления, в основе
которых лежат витальная астения и витальное изменение аффективности /Гурьева
В.А. и соавт.,1994/.
Говоря
об особенностях диагностирования в подростково-юношеском возрасте, в случае
выявления астенической симптоматики, необходимо попытаться установить причины
ее возникновения, учитывая особенности клинических характеристик астении и ее синдромокинеза. При исключении
астении как физиологического явления (реакция на переутомление) необходимо учитывать,
что для последней характерны: парциальность и слабая выраженность астенических
симптомов (преимущественно головные боли или повышенная утомляемость,
слабодушие и слезливость), появление астенических симптомов лишь на короткое
время (несколько дней) при физических и психических нагрузках, недосыпании и
других неблагоприятных обстоятельствах; исчезновение соответствующих
расстройств при отдыхе и лечении общеукрепляющими средствами. Также
необходимо исключить возможность развития астении вследствие тех или иных
соматических (в том числе и эндокринных) или органических заболеваний. В этом
случае речь идет о каузальной связи с соответствующим соматическим заболеванием
и усилением или ослаблением астенической симптоматики в зависимости от динамики
основного страдания. Астения в этих случаях может выражаться в нарастающих
обычно к вечеру общем упадке сил и нервно-психического тонуса, утомляемости,
бедности выражения, отчетливых вегетативных расстройствах, бессоннице, снижении
настроения с боязливостью и раздражительностью, др.
Лишь
после исключения реакции на переутомление и соматогенной астении оправдана
постановка вопроса о возможности психогенно или ситуационно обусловленной
астении (т.е. неврастении) и астении в рамках психического заболевания
(шизофрения, циклотимия и пр.).
Лечение
Ю.а.н. проводится в зависимости от той нозологической формы, в рамках которой
она находится. Однако в большинстве случаев показан длительный полноценный
отдых, такие больные студенты имеют право на академический отпуск. Важное значение имеет нормализация сна и купирование
вегетативных расстройств. Из психотерапи здесь особенно показана аутогенная
тренировка, в том числе в рамках групповой психотерапии, а при сочетании
астении с ипохондричностью - тренировки в форсированном режиме и деятельность,
носящая отвлекающий характер /Б.Д.Карвасарский, 1985/.