АСТЕНИЧЕСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - тяжелые и затяжные астенические расстройства, выражающиеся в резком падении умственной работоспособности с невозможностью продуктивно продолжать учебу, развивающиеся у школьников старших классов и студентов в возрасте 16-24 лет. Длятся 6 мес.-1 год, а иногда и дольше.

            Отдых, как правило, не способствует восстановлению сил. Отмечается сочетание астенических расстройств с проявлениями адинамической субдепрессии или депрессии - рудиментарными депрессивными идеями, доминированием "мрачных мыслей", касающихся своей "неполноценности", бесперспективности, суточными колебаниями самочувствия по утреннему типу, др. Адекватная эмоциональная реакция на свое состояние и стремление к его преодолению в этих случаях отсутствуют. Обращают на себя внимание качественно аномальные расстройства телесных чувств (сенестопатии и дизэстезические кризы по Г.Губеру - G.Huber,1981), расстройства мышления (нарушения концентрации, забывчивость, т.е. интенциональная слабость – по И.Берце - J.Bеrze,1929, рассеянность), а также снижение способности к эмоциональному резонансу. Считается, что это состояние имеет полиморфную структуру, является чаще всего эндогенным, но не обладает нозологической специфичностью. На первом плане при нем выступают /и приводят к социальной дезадаптации/ расстройства мышления, в основе которых лежат витальная астения и витальное изменение аффективности /Гурьева В.А. и соавт.,1994/.

            Говоря об особенностях диагностирования в подростково-юношеском возрасте, в случае выявления астенической симптоматики, необходимо попытаться установить причины ее возникновения, учитывая особенности клинических характеристик астении и ее синдромокинеза. При исключении астении как физиологического явления (реакция на переутомление) необходимо учитывать, что для последней характерны: парциальность и слабая выраженность астенических симптомов (преимущественно головные боли или повышенная утомляемость, слабодушие и слезливость), появление астенических симптомов лишь на короткое время (несколько дней) при физических и психических нагрузках, недосыпании и других неблагоприятных обстоятельствах; исчезновение соответствующих расстройств при отдыхе и лечении общеукрепляющими средствами. Также необходимо исключить возможность развития астении вследствие тех или иных соматических (в том числе и эндокринных) или органических заболеваний. В этом случае речь идет о каузальной связи с соответствующим соматическим заболеванием и усилением или ослаблением астенической симптоматики в зависимости от динамики основного страдания. Астения в этих случаях может выражаться в нарастающих обычно к вечеру общем упадке сил и нервно-психического тонуса, утомляемости, бедности выражения, отчетливых вегетативных расстройствах, бессоннице, снижении настроения с боязливостью и раздражительностью, др.

            Лишь после исключения реакции на переутомление и соматогенной астении оправдана постановка вопроса о возможности психогенно или ситуационно обусловленной астении (т.е. неврастении) и астении в рамках психического заболевания (шизофрения, циклотимия и пр.).

            Лечение Ю.а.н. проводится в зависимости от той нозологической формы, в рамках которой она находится. Однако в большинстве случаев показан длительный полноценный отдых, такие больные студенты имеют право на академический отпуск. Важное значение имеет нормализация сна и купирование вегетативных расстройств. Из психотерапи здесь особенно показана аутогенная тренировка, в том числе в рамках групповой психотерапии, а при сочетании астении с ипохондричностью - тренировки в форсированном режиме и деятельность, носящая отвлекающий характер /Б.Д.Карвасарский, 1985/.

В.Я.Гиндикин