ДЕПРИВАЦИЯ (клинический аспект) – (лат.deprivatio – потеря, лишение чего-либо) обозначает: (1)потерю, удаление от какого-то желаемого объекта или человека;(2) состояние потери, при которой социальные связи оказываются разорванными; (3) лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности.

            В настоящее время под психической депривацией чаще понимается психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в течение достаточно длительного времени.       

Термин стал широко известным благодаря Дж. Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Праг и Харлоу используют наименование «скрытая» или «замаскированная» Д. для ситуации, в которой не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине обеднены и неудовлетворительны.

            Существует пищевая Д. (лишение пищи), двигательная Д. (ограничение двигательной активности), сенсорная Д. (ограничение сенсорных впечатлений), интеллектуальная Д. (недостаток стимулов, которые упражняют развитие умственных способностей), эмоциональная Д., пр. Иногда используют понятия «педагогический дефицит», «игровой дефицит». Эмоциональная Д. играет существенную негативную роль в развитии госпитализма.

            Д. может развиваться при следующих условиях: (а) экстремальная изоляция экспериментального типа – например, помещение исследуемых в изолированную от внешней среды кабину на несколько дней; (б) экстремальная социальная изоляция – например, длительное одиночное заключение; (в) длительное пребывание в больнице, бедный психический климат в среде, недостаток человеческого внимания, недостаток эмоционального проявления со стороны персонала. При возникновении депривационной ситуации отсутствует возможность удовлетворения важных потребностей человека.

            Различают две ступени серьезности состояния потери, лишения: (1) психическое истощение и (2) уже явное болезненное изнурение. При Д. возможны психические изменения, которые рассматриваются как проявление регресса высшей нервной деятельности: возврат к предыдущему этапу своего развития, утрата некоторых вновь приобретенных навыков. С эмоциональной стороны: (1) депрессия; (2) шумный, злобный протест; (3) аутизм, замкнутость; (4) трудности адаптации к среде; (5) состояние отупения, которое иногда имеет выраженые моторные проявления регрессивного характера (например, монотонные, стереотипные движения). Наличие депривационного опыта свидетельствует, что человек подвергался ранее депривационной ситуации, и что в следующую депривационную ситуацию он будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психологической структурой.

Н.Д.Творогова