Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт,
исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой
и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в
персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного
состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические,
кризисы развития и травматические.
Невротические К., предпосылки
которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут
прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является
образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от
основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и
тупика, а объективно приводят к дезадаптации
личности (З. Фрейд, К. Хорни).
К. развития или возрастные К. возникают при переходе
от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в
сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года)
периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от
индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных
условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные
К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и
необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э.
Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное,
злокачественное проявление (С .Л. Рубинштейн, А. В.
Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости.
Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки
смысловых структур сознания и
переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера
деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П.
Жанэ, Б. Ливерхуд).
К. травматические возникают в ответ на
психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и
зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и
событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные
личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы
этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное
несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть.
Как психологический феномен К.
рассматривается: 1) как социально-психологическая (см.
Социальная психология) ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои
субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания.
Как социально-психологическая ситуация К.
рассматривается в ряду таких явлений, как «временное отклонение», «хроническое
отклонение» и «слом». Как особое состояние К. проходит 3–4 стадии: шок и
оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и
поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»),
острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии),
реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс
переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного
пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с
развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и
достигает апогея, когда индивид все так же
остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности
его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это
испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во
втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие
нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной
ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как
иерархическому соотношению «жизненных миров», в каждом из которых «К.»
приобретает различный вес и глубину.