НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ - класс специфических особенностей
развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может
усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики,
общения). Понятие Н. к о. не
должно отождествляться с (1)понятием неуспеваемости или (2)более общим понятием
синдрома расстройства обучения. Многие дети не успевают в школе по причинам,
которые никак не связаны либо с Н. к о., либо с
синдромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский язык
не является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта
неуспеваемость не связана с его общей способностью к обучению. Школьная
неуспеваемость, тем не менее, часто является первым признаком присутствия
синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм (умственной отсталости,
аутизма, мозговой травмы, или специфической Н. к о.).
Понятие синдрома расстройства обучения включает в себя: (1) неспецифическую Н.
к о., которая может развиваться в результате
психического заболевания (например, аутизм), травм головного мозга или
отсутствия необходимых социальных навыков и (2) специфическую Н. к о. ребенка.
В рамках широкого спектра синдрома расстройства обучения понятие специфической
Н. к о. описывает круг детей, которые демонстрируют
академическую отсталость (вопреки сохранному уровню интеллекта) в определенной
сфере. Эта специфическая академическая неуспеваемость не может быть объяснена
повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной
отсталостью, эмоциональным расстройством, культурной или социальной
депривацией. Впервые понятие специфической Н. к о. было
разработано юристами для обозначения прав детей, страдающих этим расстройством,
на получение разного рода льгот при поступлении в высшие учебные заведения и специальной
педагогической помощи. Юридическое определение специфической Н. к о. основывается на существовании разрыва между уровнем
интеллекта ребенка и его школьной успеваемостью. Это определение вызывает
серьезную критику со стороны психологов и педагогов, однако, несмотря на
многочисленные попытки, приемлемая альтернатива еще не разработана.
В связи с отсутствием четкого определения специфической Н. к о.,
существуют противоречивые оценки частоты ее встречаемости: эти оценки варьируют
от 5 до 20-30%. Оценки частоты встречаемости специфической Н. к о. в
специальных выборках (например, среди детей страдающих расстройством внимания и
гиперактивностью или эмоциональными расстройствами) значительно выше, чем
подобные оценки, полученные в нормальных популяциях. Ранняя
диагностика специфической Н. к о. и применение специализированной
педагогической помощи являются значимыми для хорошего прогноза. Специфическая Н. к о. часто сопровождается признаками
школьной дезадаптации и развитием вторичных эмоциональных и поведенческих
проблем. Согласно американской статистике, специфическая Н. к о. является
основным поводом для отказа от продолжения обучения в школе, и частота
встречаемости Н. к о. весьма высока среди несовершеннолетних
правонарушителей. Были предприняты многочисленные попытки разработать
классификации разных видов специфической Н. к о.,
однако ни одна их них не является общепринятой. Основными способами терапии
специфической Н. к о.
являются специализированные формы обучения, семейное консультирование и
поведенческие модификации.