ПРЕПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - начальная стадия в развитии психопатий, на которой еще отсутствуют тотальность патологических черт личности и существенные нарушения социальной адаптации. Психопатические черты личности обратимы и, при благоприятных условиях, психопатия может не сформироваться.

Клиническими особенностями этих расстройств являются полиморфизм, невыраженность и нестойкость черт личности этих пациентов, изменчивость, взаимозаменяемость, тесная зависимость от ситуации и от соматического состояния пациента. Возникающие время от времени "срывы" не отличаются глубиной. Речь идет об обратимом этапе психопатического развития личности, во многих случаях не предопределяющего форму развивающейся психопатии /Кербиков О.В., Гиндикин В.Я.,1960/. В группе "ядерной" психопатии длительность препсихопатической стадии колеблется от 8 до 16, в "краевой" - от 7 до 13, и в "органической" - от 10 до 15 лет. В "ядерной" группе биологическая неполноценность в виде "рассогласованности коры и подкорки" /И.П.Павлов/ обнаруживается уже на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте это выражается в плаксивости с "закатываниями до посинения", судорожными подергиваниями мышц лица и конечностей, рудиментах истерических припадков. В период 1-го возрастного криза /примерно 2-4 года/ эти особенности усиливаются, появляются двигательная расторможенность, капризность, сверхтребовательность, демонстративность, трудности адаптации. Во время 2-го возрастного криза /6-7 лет, примерно/ усиливаются претенциозность, впечатлительность и сенситивность, упрямство и непослушание, наклонность к паясничанью. В периоде негативной стадии пубертата /первя половина 3-го возрастного криза, примерно 11-15 лет/ поведение становится все более дисгармоничным, все более усложненным и неадекватным.

В группе патохарактерологических развитий, т.е. "краевой" психопатии, обязанной своим возникновением, главаным образом, отрицательным микросоциальным влияниям – неадекватному воспитанию и др., начало препсихопатического этапа относится к преддошкольному и раннему школьному возрасту, когда обнаруживается связь анамального реагирования с качественными изменениями окружающей среды. В этом периоде появляются стойкие реакции имитации, оппозиции и т.п. В зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательных средовых воздействий возникают разнообразные аффективные реакции, вегетативные и вазомоторные проявления, продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и закрепляясь, они во все большей мере определяют линию поведения подростка.

В "органической" группе первоначальные аномальные черты выявляются в период 1-го возрастного криза, выражаясь двигательной возбудимостью, крикливостью, расторможенностью; определяется некоторая замедленность развития интеллекта /конкретность мышления, рассеянность внимания и пр./. Уже на этом этапе появляются астенические черты в виде головных болей, пугливости, плаксивости, истощаемости, явлений раздражительной слабости. Адаптационные трудности выявляются в период 2-го возрастного криза: неспособность к систематическим занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость жестких, авторитарных требований дисциплины. В период негативной фазы пубертата поведение подростков принимает все более дисгармоничный характер, психопатическое реагирование возникает во многих повседневных ситуациях, присоединяются и невротические расстройства. К концу данной стадии наступает "кристаллизация" психопатического способа реагирования и расширение круга психопатических расстройств.

Выделение препсихопатической стадии формирования психопатий имеет важное лечебно-профилактическое значение, поскольку активное использование в этом периоде методов лечебной педагогики, психотерапии и применение некоторых психофармакологических средств /транквилизаторы, антидепрессанты, "поведенческие нейролептики, фитотерапия/ может воспрепятствовать становлению психопатий /Б.С.Братусь и соавт., 1988; Э.Г.Костяшкин, 1970; В.Я.Гиндикин, 1996; В.Я.Гиндикин, В.А.Гурьева, 1999; R. Werner,1979 и др./.

В связи с необходимостью весьма трудного дифференцирования препсихопатических состояний с предболезненными психическими состояниями, а также уточнения клинических типов формирующихся психопатий и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей безусловно показано психологическое тестирование: подростково-юношеский вариант стандартизованного многофакторного метода исследования личности – СМИЛ (Л.Н.Собчик,199О), патохарактеролотический диагностический опросник для подростков (А.Е.Личко, 1976) и др.

При этом, однако, не следует ставить знак равенства между П.с. как этапом в развитии психопатии, с одной стороны, и личностной акцентуацией как своеобразным и стационарным вариантом нормальной личности, с другой /К.Леонгард,1981; А.Е.Личко,1983/.

В.Я. Гиндикин