ПРЕПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - начальная стадия в развитии
психопатий, на которой еще отсутствуют тотальность патологических черт личности
и существенные нарушения социальной адаптации. Психопатические черты личности
обратимы и, при благоприятных условиях, психопатия может не сформироваться.
Клиническими особенностями этих
расстройств являются полиморфизм, невыраженность и нестойкость черт личности
этих пациентов, изменчивость, взаимозаменяемость, тесная зависимость от
ситуации и от соматического состояния пациента. Возникающие время от времени
"срывы" не отличаются глубиной. Речь идет об
обратимом этапе психопатического развития личности, во многих случаях не
предопределяющего форму развивающейся психопатии /Кербиков О.В., Гиндикин
В.Я.,1960/. В группе "ядерной" психопатии длительность
препсихопатической стадии колеблется от 8 до 16, в "краевой" - от 7
до 13, и в "органической" - от 10 до 15 лет. В
"ядерной" группе биологическая неполноценность в виде
"рассогласованности коры и подкорки" /И.П.Павлов/ обнаруживается уже
на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте это
выражается в плаксивости с "закатываниями до посинения", судорожными
подергиваниями мышц лица и конечностей, рудиментах истерических припадков. В
период 1-го возрастного криза /примерно 2-4 года/ эти особенности усиливаются,
появляются двигательная расторможенность, капризность, сверхтребовательность,
демонстративность, трудности адаптации. Во время 2-го возрастного криза /6-7
лет, примерно/ усиливаются претенциозность, впечатлительность и сенситивность,
упрямство и непослушание, наклонность к паясничанью. В периоде негативной
стадии пубертата /первя половина 3-го возрастного криза, примерно 11-15 лет/
поведение становится все более дисгармоничным, все более усложненным и
неадекватным.
В группе патохарактерологических
развитий, т.е. "краевой" психопатии, обязанной своим возникновением,
главаным образом, отрицательным микросоциальным влияниям – неадекватному
воспитанию и др., начало препсихопатического этапа относится к преддошкольному
и раннему школьному возрасту, когда обнаруживается связь анамального
реагирования с качественными изменениями окружающей среды. В этом периоде
появляются стойкие реакции имитации, оппозиции и т.п. В зависимости от
интенсивности и продолжительности отрицательных средовых воздействий возникают
разнообразные аффективные реакции, вегетативные и вазомоторные проявления,
продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и
закрепляясь, они во все большей мере определяют линию поведения подростка.
В "органической"
группе первоначальные аномальные черты выявляются в период 1-го возрастного
криза, выражаясь двигательной возбудимостью, крикливостью,
расторможенностью; определяется некоторая замедленность развития интеллекта
/конкретность мышления, рассеянность внимания и пр./. Уже на этом этапе
появляются астенические черты в виде головных болей, пугливости, плаксивости,
истощаемости, явлений раздражительной слабости. Адаптационные трудности
выявляются в период 2-го возрастного криза: неспособность к систематическим
занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость
жестких, авторитарных требований дисциплины. В период негативной фазы пубертата
поведение подростков принимает все более дисгармоничный характер,
психопатическое реагирование возникает во многих повседневных ситуациях,
присоединяются и невротические расстройства. К концу данной стадии наступает
"кристаллизация" психопатического способа реагирования и расширение
круга психопатических расстройств.
Выделение
препсихопатической стадии формирования психопатий имеет важное
лечебно-профилактическое значение, поскольку активное использование в этом
периоде методов лечебной педагогики, психотерапии и применение некоторых
психофармакологических средств /транквилизаторы, антидепрессанты,
"поведенческие нейролептики, фитотерапия/ может воспрепятствовать
становлению психопатий /Б.С.Братусь и соавт., 1988; Э.Г.Костяшкин, 1970;
В.Я.Гиндикин, 1996; В.Я.Гиндикин, В.А.Гурьева, 1999; R. Werner,1979 и
др./.
В связи с необходимостью весьма
трудного дифференцирования препсихопатических состояний с предболезненными
психическими состояниями, а также уточнения клинических типов формирующихся
психопатий и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических
особенностей безусловно показано психологическое
тестирование: подростково-юношеский вариант стандартизованного многофакторного
метода исследования личности – СМИЛ (Л.Н.Собчик,199О), патохарактеролотический
диагностический опросник для подростков (А.Е.Личко, 1976) и др.
При этом, однако, не следует
ставить знак равенства между П.с. как этапом в развитии психопатии, с одной
стороны, и личностной акцентуацией как своеобразным и стационарным вариантом
нормальной личности, с другой /К.Леонгард,1981; А.Е.Личко,1983/.