АУТИЗМ (от греч. auto - сам) – (1) стремление «уйти в себя»;
состояние, при котором мысли, чувства, желания управляются собственным
внутренним мироощущением. Обычно термин употребляется для обозначения
патологии. А. - форма психологического отчуждения, выражающаяся
в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир
собственных переживаний; внутреннее состояние при этом не согласуется с
действительностью; мир воспринимается в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и
надежд, а не в общепринятых понятиях; (2)тенденция быть занятым собственными
фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие. Здесь не
обязательно предполагается патология; (3) психическое нарушение
шизофренического круга, связанное со сниженными возможностями больного
произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей,
сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющееся в попытке
избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной деятельности и
общении (Блейлер). При этом отмечается, что следует отличать шизофренический
аутизм от аутистического мышления.
В
собственно не клинических рамках термин "А" используется для описания
индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека
на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что
сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих,
адекватному эмоциональному реагированию на их поведение. Для измерения уровня
личностного А. разработан ряд психологических тестов или субшкал в комплексных
методиках типа MMPI. В развитии понятия А. большую роль сыграли исследования
формирования мышления в детском возрасте, проведенные в школе Ж.Пиаже, а также
работы Л.С.Выготкого по изучению детского мышления и речи. Применительно к
детскому аутизму, Ж.Пиаже разделял выдвинутое З.Фрейдом представление о том,
что А. является естественной ступенью в когнитивном развитии ребенка, над
которой надстраиваются все дальнейшие ступени в развитии мышления -
эгоцентрическое и децентрированное (социализированное) мышление взрослого
человека. Аутистическая мысль отличается своим подсознательным характером -
цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не
представляются сознанию. Она не приспосабливается к внешней действительности, а
создает сама себе воображаемую или сновидную действительность. В основе
детского аутичного мышления лежит не стремление к установлению истины, а
удовлетворение желаний и импульсивных стремлений. От А. в широком смысле слова
следует отличать патопсихологический синдром раннего детского аутизма, или
"синдром Каннера". Как группа, А. больные отличаются высоким уровнем
серотонина (нейротрансмиттера) в перефирических отделах мозга. Генетические
исследования А. свидетельствуют о высокой конкордантности
среди сиблингов, особенно близнецов, по этому и другим психиатрическим
заболеваниям. Частота встречаемости А. составляет примерно .02%, причем среди
мужчин А встречается в 4-5 раз чаще, чем среди женщин. А. можно наблюдать в
разных культурах и среди представителей разных социальных классов и разного
уровня IQ. Примерно 80% больных А. также демонстрируют умственную отсталость
разной степени. Примерно 2% взрослых больных А. способны к независимому
существованию, 33%--к элементарным формам самообслуживания и 65% нуждаются в
постоянной помощи и поддержке. Компенсация возможна: ранняя диагностика и
вмешательство являются критическими для прогноза среди взрослых больных.
Е.Н.Емельянов, Е. Л. Григоренко