АУТИЗМ (от греч. auto - сам) – (1) стремление «уйти в себя»; состояние, при котором мысли, чувства, желания управляются собственным внутренним мироощущением. Обычно термин употребляется для обозначения патологии. А. - форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний; внутреннее состояние при этом не согласуется с действительностью; мир воспринимается в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и надежд, а не в общепринятых понятиях; (2)тенденция быть занятым собственными фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие. Здесь не обязательно предполагается патология; (3) психическое нарушение шизофренического круга, связанное со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющееся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной деятельности и общении (Блейлер). При этом отмечается, что следует отличать шизофренический аутизм от аутистического мышления.

            В собственно не клинических рамках термин "А" используется для описания индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, адекватному эмоциональному реагированию на их поведение. Для измерения уровня личностного А. разработан ряд психологических тестов или субшкал в комплексных методиках типа MMPI. В развитии понятия А. большую роль сыграли исследования формирования мышления в детском возрасте, проведенные в школе Ж.Пиаже, а также работы Л.С.Выготкого по изучению детского мышления и речи. Применительно к детскому аутизму, Ж.Пиаже разделял выдвинутое З.Фрейдом представление о том, что А. является естественной ступенью в когнитивном развитии ребенка, над которой надстраиваются все дальнейшие ступени в развитии мышления - эгоцентрическое и децентрированное (социализированное) мышление взрослого человека. Аутистическая мысль отличается своим подсознательным характером - цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую или сновидную действительность. В основе детского аутичного мышления лежит не стремление к установлению истины, а удовлетворение желаний и импульсивных стремлений. От А. в широком смысле слова следует отличать патопсихологический синдром раннего детского аутизма, или "синдром Каннера". Как группа, А. больные отличаются высоким уровнем серотонина (нейротрансмиттера) в перефирических отделах мозга. Генетические исследования А. свидетельствуют о высокой конкордантности среди сиблингов, особенно близнецов, по этому и другим психиатрическим заболеваниям. Частота встречаемости А. составляет примерно .02%, причем среди мужчин А встречается в 4-5 раз чаще, чем среди женщин. А. можно наблюдать в разных культурах и среди представителей разных социальных классов и разного уровня IQ. Примерно 80% больных А. также демонстрируют умственную отсталость разной степени. Примерно 2% взрослых больных А. способны к независимому существованию, 33%--к элементарным формам самообслуживания и 65% нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Компенсация возможна: ранняя диагностика и вмешательство являются критическими для прогноза среди взрослых больных.

                                                            Е.Н.Емельянов, Е. Л. Григоренко