АУТИЗМ ДЕТСКИЙ (синдром инфантильного аутизма, детское заболевание
аутизмом, синдром Каннэра, ранний инфантильный аутизм) – «отщепление» от
действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах.
А.д. как клиническое состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на
примере 11 детей, характеризующихся врожденным недостатком интереcа к людям и повышенным интересом к необычным неодушевленным
предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр использовал термин
«аутизм» (употребляемый прежде при описании крайней эгоцентричности и
отчужденности мышления шизофреников), привел к формированию ошибочных
представлений о связанности шизофрении и аутизма:
считалось, что последствиями А.д. являются тяжелые формы психиатрических
заболеваний во взрослом возрасте, особенно шизофрения. Однако за последние два
десятилетия накоплено большое количество экспериментального материала,
свидетельствующего об этиологической самостоятельности А.д., в развитии
которого особо значимая роль принадлежит нейробиологическим факторам. Согласно
современным международным нозологическим классификациям А.д. относится к
устойчивым синдромам нарушения психического развития.
Первые
проявления А.д. наблюдаются вскоре после рождения или в течение первых пяти лет
жизни. Основные признаки включают: (1) нарушение социального развития
(отсутствие интереса к социальным контактам с родителями или другими взрослыми,
отсутствие или недоразвитие комплекса оживления, первых улыбок, эмоциональной
привязанности); (2) отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребенка
употреблять язык как средство общения, развитие эхолалий, неэмоциональность
речи и недоразвитие интенциональности речи); (3) необычные реакции на среду
(сопротивление изменениям, "желание одинаковости", бесцельность,
повторяющийся характер и стереотипность движений, неспособность к ролевым
играм, фиксация на одном аспекте предмета). Очень небольшое количество больных
А.д. способно к манифестации исключительных изолированных способностей
(например, способности к рисованию и математическим вычислениям). Однако спектр
подобных способностей у них достаточно узок и не компенсирует общий низкий
уровень развития интеллекта и адаптации к среде.
Этиология
А.д. неизвестна. Ранние теории А.д. в контектсе его патогенеза ссылались на
возможные влияния средовых факторов (например, неблагоприятные
родительско-детские отношения, дисфункциональные семьи). Современные
лонгитюдные исследования не подтверждают эти гипотезы, а указывают на часто
встречающиеся нарушения функционирования ЦНС (устойчивость примитивных
рефлесов, задержку в установлении полушарной доминантности, отклонения в ЭЭГ и
компьютерных образах мозга). Однако специфические дефекты, ассоциирующиеся с
А.д., еще не выделены. При лечении А.д. применяются различные медицинские
средства, психотерапия, поведенческие модификации, специальное образование и
изменения в диете. Строгого клинического оценивания все эти виды терапии еще не
прошли, однако на сегодняшний день наиболее успешными методами являются
специальное обучение и поведенческие модификации.
Е. Л. Григоренко