ГЕНДЕР (англ. gender – род, пол) - социальный пол индивида в
отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и
физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием
женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную
обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что
есть "мужское" и "женское", причин некоторых
психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А., Клименкова Т.А.
Гендер и культура./ Женщины и социальная политика.
1992). Исследование Г. разными науками привело к переосмыслению
концепции биологической детерминированности пола. Например, в дифференциальной
психологии гендерные исследования позволили раскрыть асимметрию полоролевой
социализации, которая предписывает девочкам одни игры (например, в
«дочки-матери»), тогда как мальчики более свободны в изучение
визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерные
исследования показали, что зачастую психологическая норма базируется на
"мужской" модели поведения, как иерархически более высокой и
социально ценной. Однако в исследованиях этнографов (М. Мид и др.), изучавших
общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами, была
показана относительность данной модели и ее социальной обусловленности.