ГЕНДЕР (англ. gender – род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура./ Женщины и социальная политика. 1992). Исследование Г. разными науками привело к переосмыслению концепции биологической детерминированности пола. Например, в дифференциальной психологии гендерные исследования позволили раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам одни игры (например, в «дочки-матери»), тогда как мальчики более свободны в изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерные исследования показали, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, как иерархически более высокой и социально ценной. Однако в исследованиях этнографов (М. Мид и др.), изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами, была показана относительность данной модели и ее социальной обусловленности.

Л.В. Попова