ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ /гомосексуализм/ (от греч. homos - тот же самый, такой же) - многозначный термин, введенный в 1869 г. венгерским врачом К.М. Бенкертом (Benkert), писавшим под псевдонимом Кертбени (Kertbeny), и обозначающий: 1) однополую любовь, гомоэротизм, сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола; 2) соответствующее сексуальное поведение и 3) свойства индивидов, носителей данной сексуальной ориентации. Однополая любовь существует во всех человеческих обществах, но символизируется по-разному. Средневековое христианство считало мужеложство /содомию/ смертным грехом, неназываемым пороком . В новое время она стала уголовным преступлением, которое каралось смертью или длительным тюремным заключением. Женская Г. /лесбиянство/ наказывалась мягче, поскольку мужчины-законодатели не принимали ее всерьез. В Х1Х в. Г. стали считать неизлечимым половым извращением, психической болезнью. Однако во многих других обществах, например, в античной Греции, к ней относились терпимо. Кое-где, например, на Новой Гвинее, сексуальные контакты между мужчинами и мальчиками даже институционализировались как элемент подростковых инициаций и как способ передачи мальчику силы и мужества взрослого мужчины.

В тоталитарных государствах (фашистская Германия, Советский Союз) гомосексуалы (привычное русское слово "гомосексуалист" не имеет «гетеросексуального" эквивалента, по той же причине термин "Г." точнее "гомосексуализма") подвергались жестоким преследованиям, форменному геноциду. В демократических странах Г. легализована, дискриминация людей в зависимости от их сексуальной ориентации

осуждается. Геи (современное самоназвание мужчин-гомосексуалов), лесбиянки и бисексуалы имеют собственную субкультуру, общинную жизнь и политические организации. Тем не менее гомофобия, т.е. иррациональный страх и ненависть к гомосексуалам, весьма живуча. Социально-психологически она тесно связана с общей социальной нетерпимостью, сексуальной тревожностью, сексизмом и сексуальным невежеством. Ее, как и антисемитизм, активно пропагандируют фашистские организации. На индивидуально-психологическом уровне гомофобия часто является средством мимикрии, психологической самозащиты против собственных неосознанных или неприемлемых гомоэротических чувств.

Современная сексология не считает Г. ни извращением, ни болезнью. Американская психиатрическая ассоциация уже в 1973 г. исключила Г. из своего списка диагнозов. Единой, общепринятой теории Г. не существует. Г. - многомерное и многофакторное явление, в ней выделяют [Ф.Клайн (Klein)] ряд автономных параметров: 1) сексуальное влечение (предпочитаемый пол сексуальных партнеров), 2) сексуальное поведение (пол реальных сексуальных партнеров), 3) эротические фантазии, 4) эмоциональные предпочтения (с лицами какого пола индивид предпочитает общаться), 5) социальные предпочтения (с кем он фактически проводит больше времени), 6) самоидентификация (как он определяет свою сексуальную идентичность), 7) стиль жизни (мера включенности личности в ту или иную субкультуру). Поскольку эти параметры могут не совпадать друг с другом и по-разному проявляется на разных стадиях жизненного пути, однозначное разделение индивидов на гетеро-, гомо- и бисексуалов, как и их количественный подсчет, весьма проблематичны.

По мнению специалистов, общее число людей, ведущих более или менее регулярный гомосексуальный образ жизни, значительно меньше полученных Кинзи (Kinsey) 10% и не превышает 5-6% у мужчин и 2-3% у женщин, однако данные разных исследователей сильно расходятся, это зависит как от особенностей выборки, так и от методов исследования (массовые социологические анкеты, как правило, дают более низкие показатели, чем детальные клинические интервью).

Согласно новейшим данным, исключительная, постоянная Г. в значительной степени обусловлена генетически. Однако баланс гетеро/гомосексуальных влечений и контактов личности зависит также от особенностей индивидуального развития. Многие гомосексуалы имели в детстве проблемы с полоролевым поведением, играли "не в те" игры, с "не теми" партнерами и т.п. Психическое состояние геев и лесбиянок и их потребность в медико-психологической помощи зависит не столько от их сексуальной ориентации, сколько от отношения к ним окружающих и от их собственного самосознания. В обстановке всеобщей враждебности, вынужденные подавлять и скрывать свои чувства, они часто становятся жертвами неврозов. Особенно трудно переживают осознание своей психосексуальной необычности подростки и юноши, это одна из существенных причин подростковых самоубийств. В более терпимой обстановке человеку легче принять себя, открыться и найти приемлемый для себя и для общества стиль жизни. Психотерапевтическая помощь в этих случаях состоит не в изменении сексуальной ориентации, которое возможно лишь в редких случаях, а в том, чтобы помочь человеку осознать и принять себя.

И.С. Кон