СЕКСИЗМ (лат. sexus пол) – одна из форм психического насилия над личностью, суженое восприятие людей по признаку пола, проявляющееся в сексуальной дискриминации.

Понятие возникло в конце прошлого века в американском женском движении по аналогии с расизмом. В отличие от патриархата, узурпирующего властно-имущественные отношения в обществе, идеология С. пропитана явной недооценкой, неравенством шансов и сексуальной эксплуатацией женщин в завуалированных формах: (а) идеализацией женщины как домашней хозяйки, женушки-матери в обществе, где главенствуют мужчины; (б) культом сексуальной привлекательности, сексапильности женского образа, рождающим потребительское, объектное отношение к женщине.

Агрессивные формы С. усматриваются в сексуальных домогательствах на работе, когда отказ работодателю в его сексуальных притязаниях сопровождается понижением в должности, уменьшением оклада, нелестными записями в личном деле, отказом в отпуске, поручением скучных или неприятных дел. С. проявляется в различном воспитании мальчиков и девочек, системе «женских» квот в органах власти и сфере образования и даже в структуре языка, где нет женской формы названия многих профессий. Правда, крайние формы феминизма также базируются на идеологии С., т.к. видят только различия, напряженность и конфликты между мужчинами и женщинами и усматривают политическое освобождение женщин в полном отказе от мужчин, а конкретнее – в лесбиянстве.

Различают С. индивидуальный и институциональный. Индивидуальный С. - субъективное убеждение в превосходстве одного пола или гендерной ориентации над другой и конкретное поведение, которое выражает это превосходство. Институциональный С. - открытое или скрытое проявление С. в общественных структурах, политике и практике.

Трансляция С. осуществляется через полоролевую социализацию детей и имплицитно поддерживается социальными институтами (Попова Л.В., Орешкина Н.А., 1995). Жесткая полоролевая социализация детей ограничивает их личностный рост, возможности самореализации и способность справляться со сложностями взрослой жизни, так как исходит не из индивидуальных особенностей ребенка (например, активность/реактивность, чувствительность, эмоциональная лабильность), а из неких усредненных, генерализованных представлений, как правило, отражающих уже прошедший этап развития общества.

Главной функцией С., как и полоролевых стереотипов, является сохранение сложившегося положения, удержание власти (Агеев В.С., 1990). С. вызывает психологические проблемы, к примеру - страх проявления и подавление в себе "женских" черт и склонностей (гомофобия у мужчин), боязнь показаться "слишком умной", чувство вины и сомнения в своей половой идентичности (в случае «нетипичных», например, научных интересов у женщин); ведет к деформации личности, создает препятствия для развития способностей, порождает внутри- и межличностные конфликты.

С. приводит к полоролевым конфликтам, которые, в свою очередь, могут быть источником сильного психологического стресса как у мужчин, так и у женщин; причиной того, что мужчины и женщины недооценивают друг друга, испытывают трудности в понимании и во взаимодействии друг с другом. Эмоционально-психологическими последствиями таких конфликтов являются страх, гнев, зависть, ненависть, чувство вины, депрессии, что дало основание для причисления С. к формам психопатологии (Albee G. W., 1981).

Под патронажем ЮНЕСКО (Мишель А., Париж, 1986) разработаны специальные рекомендации для предотвращения проявлений С. на институциональном уровне (например, в телепередачах, школьных учебниках, детских книгах). Американская психологическая ассоциация (APA, 1978) приняла рекомендации по предотвращению сексизма в психотерапевтической практике.

С.Т. Агарков, Л.В. Попова