СЕКСИЗМ (лат. sexus пол) – одна из форм психического насилия над
личностью, суженое восприятие людей по признаку пола, проявляющееся в
сексуальной дискриминации.
Понятие возникло в конце
прошлого века в американском женском движении по аналогии с расизмом. В отличие от патриархата, узурпирующего властно-имущественные
отношения в обществе, идеология С. пропитана явной недооценкой, неравенством
шансов и сексуальной эксплуатацией женщин в завуалированных формах: (а)
идеализацией женщины как домашней хозяйки, женушки-матери в обществе, где
главенствуют мужчины; (б) культом сексуальной привлекательности, сексапильности
женского образа, рождающим потребительское, объектное отношение к женщине.
Агрессивные формы С.
усматриваются в сексуальных домогательствах на работе, когда отказ работодателю
в его сексуальных притязаниях сопровождается понижением в должности,
уменьшением оклада, нелестными записями в личном деле, отказом в отпуске,
поручением скучных или неприятных дел. С. проявляется в различном воспитании
мальчиков и девочек, системе «женских» квот в органах власти и сфере
образования и даже в структуре языка, где нет женской формы названия многих
профессий. Правда, крайние формы феминизма также базируются на идеологии С.,
т.к. видят только различия, напряженность и конфликты между мужчинами и
женщинами и усматривают политическое освобождение женщин в полном отказе от
мужчин, а конкретнее – в лесбиянстве.
Различают С. индивидуальный и
институциональный. Индивидуальный С. - субъективное убеждение в
превосходстве одного пола или гендерной ориентации над другой и конкретное
поведение, которое выражает это превосходство. Институциональный С. - открытое или скрытое проявление
С. в общественных структурах, политике и практике.
Трансляция С. осуществляется
через полоролевую социализацию детей и имплицитно поддерживается социальными
институтами (Попова Л.В., Орешкина Н.А., 1995). Жесткая полоролевая
социализация детей ограничивает их личностный рост, возможности самореализации
и способность справляться со сложностями взрослой жизни, так как исходит не из
индивидуальных особенностей ребенка (например, активность/реактивность,
чувствительность, эмоциональная лабильность), а из неких усредненных,
генерализованных представлений, как правило, отражающих уже прошедший этап
развития общества.
Главной функцией С., как и
полоролевых стереотипов, является сохранение сложившегося положения, удержание
власти (Агеев В.С., 1990). С. вызывает психологические
проблемы, к примеру - страх проявления и подавление в себе "женских"
черт и склонностей (гомофобия у мужчин), боязнь показаться "слишком
умной", чувство вины и сомнения в своей половой идентичности (в случае
«нетипичных», например, научных интересов у женщин); ведет к деформации
личности, создает препятствия для развития способностей, порождает внутри- и
межличностные конфликты.
С. приводит к полоролевым
конфликтам, которые, в свою очередь, могут быть источником сильного
психологического стресса как у мужчин, так и у женщин;
причиной того, что мужчины и женщины недооценивают друг друга, испытывают
трудности в понимании и во взаимодействии друг с другом. Эмоционально-психологическими
последствиями таких конфликтов являются страх, гнев, зависть, ненависть,
чувство вины, депрессии, что дало основание для причисления С. к формам
психопатологии (Albee G. W., 1981).
Под патронажем ЮНЕСКО (Мишель
А., Париж, 1986) разработаны специальные рекомендации для предотвращения
проявлений С. на институциональном уровне (например, в телепередачах, школьных
учебниках, детских книгах). Американская психологическая ассоциация (APA, 1978)
приняла рекомендации по предотвращению сексизма в психотерапевтической
практике.