ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ – деятельность
психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический.
Выделяются три основных этапа П.о.: сбор данных в соответствие с задачей исследования;
переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или
прогноз).
Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов)
должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и
субъективной информации об обследуемом (напр., история
болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных
тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого.
Этим создается основной фон П.о., намечаются элементы рабочей картины личности,
необходимые для диагноза и прогноза.
Поскольку П.о. всегда образует систему взаимодействия
''экспериментатор – обследуемый'', необходимо учитывать влияние различных
переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в
первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели
обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе
психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их
надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора
данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан
типом методики (построение ''профиля личности'', перевод ''сырых'' оценок в
стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта и т.д.). В процессе
переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два
пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован
прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие
к ''субъективному суждению'' (А. Анастази, 1982). Статистический подход
предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их
статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии. В зарубежной
литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и
статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более
высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности
этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном
П.о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов,
а не их противопоставление.
На определенном этапе П.о. нередко возникает необходимость
упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача
многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики
опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты
выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция разнородных данных может
осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне. В первом случае
разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик
без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр.,
пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют ''высокий'' и
''низкий'' показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения
диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация
полученных результатов на основе теории и выражение их в понятиях этой теории.
На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений. П.о.
завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить
применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех
или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с
учетом личностных особенностей пациента и т. д., для осуществления связи с
полученными результатами. Итоги П.о. должны быть представлены в психологических
понятиях, доступных неспециалисту. В организации и проведении П.о. обязательно
соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П.о., должен
иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.