СТРАТЕГИЧЕСКИЕ «МИШЕНИ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА - психические «объекты», на которые
направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический
психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.
Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим
(врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание,
последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод,
потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.) и
духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей,
изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни
в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям
в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей
социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования
своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных
ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и
поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа,
пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции
(профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это
полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни
рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения
взаимосвязаны с психическим дистрессом.
В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни
человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей
(физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций.
Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что
компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории
Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого
человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации
человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций,
компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым
стабильность своей психики, личности, эго.
Однако у личности есть возможность не только
приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и
защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее
более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика –
одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения
своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады
в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей
и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности
(В.Д.Менделевич, 2001). В ситуации угрозы личность включает динамический
комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или
вырабатывает новый комплекс): (а) специфические поведенческие программы (как
социально приемлемые, так и нарушающие установившиеся нормы; индивид может
перейти на стереотипное поведение, сформировать у себя зависимости, пр.), (б)
разнообразные механизмы интрапсихической защиты. В клинической психологии
психологическая защита – это любая реакция, любое поведение, устраняющее
психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных,
травмирующих переживаний.
Девиантное поведение в контексте данного рассмотрения
может сигнализировать и о дезадаптации (чрезмерно быстрый личностный рост в
процессе тренинговых занятий нередко приводит к временной потере
самоидентичности и как следствию этого – к девиантному поведению), и о
непродуктивной компенсации (например, на начальных этапах приобщения студента к
курению оно может использоваться как компенсация недостаточной техники
общения), и о неуспешной (иногда социально неприемлемой) защите (например,
попытка заставить окружающих действовать в соответствии со своими ожиданиями,
борьба с ними из-за того, что что-то делают «не так»).
В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на
пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов
компенсации своих потерь без обращения к девиантном формам поведения. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика,
направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания
(разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для
облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы
с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека
тенденций. Однако и на пути социальной практики (и связанного с ней
творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в
нахождении психологических ресурсов для нее, ему может потребоваться социальная
поддержка.
Однако клиент, пришедший на психотерапевтическую
консультацию может демонстрировать проблемы, связанные не только с его
дезадаптацией, но и с самореализацией, самоактуализацией. Модель
адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья)
личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): положительный аттитьюд к
«Я», оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая
интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение
адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его
запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.
Н.Д. Творогова