СТРАТЕГИЧЕСКИЕ «МИШЕНИ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА - психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности (В.Д.Менделевич, 2001). В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс): (а) специфические поведенческие программы (как социально приемлемые, так и нарушающие установившиеся нормы; индивид может перейти на стереотипное поведение, сформировать у себя зависимости, пр.), (б) разнообразные механизмы интрапсихической защиты. В клинической психологии психологическая защита – это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

Девиантное поведение в контексте данного рассмотрения может сигнализировать и о дезадаптации (чрезмерно быстрый личностный рост в процессе тренинговых занятий нередко приводит к временной потере самоидентичности и как следствию этого – к девиантному поведению), и о непродуктивной компенсации (например, на начальных этапах приобщения студента к курению оно может использоваться как компенсация недостаточной техники общения), и о неуспешной (иногда социально неприемлемой) защите (например, попытка заставить окружающих действовать в соответствии со своими ожиданиями, борьба с ними из-за того, что что-то делают «не так»).

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь без обращения к девиантном формам поведения. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций. Однако и на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, ему может потребоваться социальная поддержка.

Однако клиент, пришедший на психотерапевтическую консультацию может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и с самореализацией, самоактуализацией. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): положительный аттитьюд к «Я», оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Н.Д. Творогова