СУПЕРВИЗИЯ – один из методов подготовки и
повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования
психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным
коллегой (супервизором), позволяющая психотерапевту систематически видеть,
осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое
профессиональное поведение. С. не решает задачи психотерапии самого
обучающегося психотерапевта, она направлена на психотерапевтический процесс и
имеет своей целью развитие его знаний, навыков и умений, способствующих
совершенствованию его деятельности. Супервизор может присутствовать на
групповом занятии или на индивидуальной терапевтической сессии, но обычно он
располагается за специальным экраном либо использует для анализа и последующего
обсуждения аудио- и видеозаписи психотерапевтического процесса. Материалом для
консультирования в процессе С. обычно являются: 1) проблемы самопонимания и
самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и
реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в
профессиональной деятельности); 2) теоретические знания и профессиональные
действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные
установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его
профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или
иные теоретические и методические подходы); 3)
взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками С.); 4) формальные
и организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в
системе лечения, взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами); 5)
отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, зависимости, переноса и
рад других характерных для супервизируемого аспектов
профессиональной деятельности).
С. может осуществляться в
индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная С.
предполагает работу с одним супервизируемым. При этом, однако, существует
опасность возникновения зависимости супервизируемого от супервизора
что предъявляет к последнему определенные требования в плане следования
конкретным задачам. Групповая С. предполагает работу
одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми (обычно 4—7
человек). Вариантом групповой С. является работа в так называемых
неструктурированных группах, в которых супервизируемые попеременно выступают в
роли супервизора. Такие взаимные консультации в кругу коллег предполагают
достаточный опыт практической работы и высокую степень смаоконтроля ее
участников. В ряде стран существует система подготовки С. в специальных школах,
а также система подготовки С. второго порядка (С. для супервизоров.)
Г.Л. Исурина