ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ – последовательные изменения отношений между
членами психотерапевтической группы, приводящие к сближению целей деятельности
психотерапевта и индивидуальных целей его клиентов.
Подход был предложен в 70-х гг ХХ в. А.В. Петровским и экспериментально подтвержден в
условиях групповых форм обучения иностранным языкам интенсивным методом (по Г.
Лозанову). Было выделено четыре Ф.р.в.п.г.: (1) первоначально каждый член
психотерапевтической группы рассматривает всех других участников в качестве
конкурентов, препятствующих максимальному сосредоточению внимания
психотерапевта лично на нем; (2) в результате организации психотерапевтом
эффективного общения для каждого его члена другие участники психотерапевтического
процесса начинают выступать в качестве средства, с помощью которого они могут
себя реализовать и осуществить процесс самоопределения; (3) при правильной
организации групповой психотерапии у членов группы возникает стремление оказать
содействие, помощь другим участникам. Т.о. каждый становиться целью активной
деятельности для каждого в группе; (4) вследствие совместной групповой
психотерапевтической деятельности, усиливаются эмоционально положительные
отношения внутри группы и каждый член группы может
выступать в качестве, своего рода, ценности для других. Поскольку вхождение в
две последние фазы совпадает с общей целью психотерапевта обеспечить наиболее
благоприятный климат для осуществления задач психотерапии, цели и ценности
участников группы и психотерапевта практически совпадают. Выявление
Ф.р.в.п.г.
отвечает сущности психотерапии, во многом направленной на формирование у
участников процесса ценностных взаимоотношений и способности оказывать помощь
друг другу, осуществляя при этом позитивную персонализацию, т.е. изменение
эмоциональных и смысловых состояний другого человека и тем самым трансформируя
свою личность.