ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА – комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Э. н. п. (а) включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, (б) объединены в кодекс профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями.

Э.н. деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т.д.). Наряду с этими требованиями, предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «психолог – обследуемый». Психолог–диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких психосоматических или психических заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности.

Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых проявляется безусловное уважение личности испытуемого и невозможна психологическая травма.

На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (напр., тесты интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам личности.

Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям.

Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающихся общих и специальных вопросов Э.н.п. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием людей» (1973), разработанные Американской психологической ассоциацией. Значительный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия.

Л.Ф. Бурлачук