ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА – комплекс норм и принципов, регламентирующих
деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Э.
н. п. (а) включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие
неоправданное или некомпетентное использование методик психологической
диагностики, (б) объединены в кодекс профессиональной этики психолога,
занимающегося диагностическими исследованиями.
Э.н. деятельности
психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы
морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по
отношению к обществу, гуманизм и т.д.). Наряду с этими
требованиями, предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей
взаимодействия в системе «психолог – обследуемый». Психолог–диагност
выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная
деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого
человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец,
объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности,
отклонения в поведении, последствия тяжких психосоматических или психических
заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психолога ситуациях
значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их
значимостью в области медицинской деятельности.
Одним из важнейших требований
профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и
терпение, создание условий, в которых проявляется безусловное уважение личности
испытуемого и невозможна психологическая травма.
На предупреждение некомпетентного
использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения.
Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно
приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по
отношению к кому они используются. Распространение тестов во
внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики
(напр., тесты интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично
или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их
содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец,
самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого)
может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам
личности.
Важнейшим этическим требованием
является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен
быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере
информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и
учреждениям.
Во многих странах национальными
психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающихся
общих и специальных вопросов Э.н.п. Широко известны «Этические принципы
проведения исследований с участием людей» (1973), разработанные Американской
психологической ассоциацией. Значительный вклад в разработку принципов
тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая
комиссия.