ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
- практическая методика рефлексивной работы в измененных состояниях сознания,
разработанная в интерактивной психотерапии. И.д. включает в себя две
психотехники, различающиеся для случаев взаимодействия с психическими
комплексами, порождающими негативно заряженные внутренние переживания в
измененных состояниях сознания, и для взаимодействия с частями личности,
символическая презентация которых имеет ярко выраженный позитивный оттенок
(А.В. Россохин, 1993).
1. И.д. при негативных переживаниях
в измененных состояниях сознания заключается в поэтапной внутренней работе с
самими процессами рефлексии, их перестройке в оптимальные, с точки зрения
эффективности психотерапии, интерактивные формы рефлексии. Первый этап -
"встреча" (с целью лучшего отражения сути каждого этапа для их
названий были использованы метафоры) характеризуется внутренней работой,
направленной на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативный
опыт и помочь ему проявиться в сознании. Субъект, сохраняя активную рефлексию,
направленную на встречу с негативным опытом, должен осознать необходимость
взаимодействия с ним для того, чтобы через него установить контакт
непосредственно с той частью своей личности, взаимодействие с которой и
порождает эти негативные переживания. Второй этап - "принятие"
заключается во внутренней работе по полному и безоговорочному принятию
негативного комплекса со всеми его символическими презентациями. Происходящее
при этом отреагирование приводит к сильной эмоциональной разрядке и частичному
высвобождению блокированной в комплексе психической энергии. Для полной
интеграции с сознанием негативногокомплекса требуется продолжение внутренней
работы в измененных состояниях в соответствии с третьим, четвертым и пятым
этапами. Третий этап - "раскаяние" состоит в интерактивном
переосмыслении негативных состояний как проявлений отвергнутой частисобственной
психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней и в формировании
направленности личности на активное взаимодействие с ней. Здесь необходимо
осознать, что проявляющееся негативное психическое образование является не
чем-то чужеродным, что надо принять и от чего надо избавиться тем самым, а
представляет собой часть нашей личности, полностью равноценную любой другой ее
части. Четвертый этап - "любовь", в ходе которого происходит
интеграция неосознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием
и порождение более целостного "Я", заключается в активной внутренней
работе по изменению своего отношения к проявившейся в сознании структуре
психики и нейтрализации ее отрицательного заряда положительно-эмоциональным
воздействием (отношением любви). Пятый этап - "отрешенность"
заключается в сохранении и закреплении нового целостного состояния сознания за
счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса
интеграции, какими бы эмоциональными и высокозначимыми они ни были.
2. Для разрешения стоящих перед
личностью проблем и интеграции с сознанием любых образований в психике,
активной рефлексивной проработке следует подвергать не только негативную
символическую презентацию в измененных состояниях сознания, но и внутренний
опыт, несущий положительный эмоциональный заряд. С точки зрения интерактивной
психотерапии, причинами порождающими психологические и
психосоматические проблемы человека являются не только патогенные
взаимоотношения сознательного "Я" и негативных структур
бессознательного, но и неадекватное взаимодействие сознания и образований
психики, сформировавшихся в результате вызывавших очень сильные положительные эмоции
старых жизненных (в первую очередь детских) ситуаций и запечатлевших
информацию, имеющую высокую значимость и ценность для переживающего субъекта
(например, внутренний объект - "хорошая грудь" в пересмотренной
психопатологии Фэрбэрна). Патогенное взаимодействие частей личности,
характеризующихся сильным положительным эмоциональным зарядом, с сознанием
приводит к нарушению целостности и гармонии в психике, и как следствие, к
психологическим проблемам и конфликтам. И.д. в случае проявления в измененных
состояниях сознания положительного внутреннего опыта заключается в поэтапной
рефлексивной работе по трансформации взаимоотношений сознательного
"Я" и активизирующейся позитивной психической структуры, с целью
приведения их к состоянию интеграции. Рефлексивная работа на первом этапе
заключается в уменьшении эмоциональной вовлеченности в процесс, в переходе от
активной заинтересованности происходящим к спокойному наблюдению за своими
ощущениями и образами, мыслями как бы со стороны. На втором этапе необходимо
постепенно нарабатывать устойчивое, непривязанное восприятие любых проявлений
положительной структуры и соответственно спокойное отношение к ним и к той
части психики, которую они представляют. На третьем этапе требуется осознать,
что проявляющаяся положительная структура психики является такой же частью
личности, как и любая другая и полностью равноценна ей. Здесь требуется
понимание необходимости постепенного ослабления значимости для субъекта
соответствующей позитивной структуры и формирование потребности отказаться от
ожиданий положительных последствий ее существования для достижения ее
интеграции с
сознанием. На четвертом этапе необходимо скомпенсировать
первичный положительный заряд структуры отрицательным эмоциональным отношением
к ней. Пятый этап аналогичен соответствующей рефлексивной работе с негативными
образованиями.
Для устойчивого эффекта от И.д. в
измененных состояниях сознания необходима не просто интерактивная рефлексивная
работа по всем пяти этапам, а формирование и закрепление на основе этой работы
нового целостного интерактивного мышления и восприятия внутренней реальности.