ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. therapea - лечение) - сложившийся в США метод психотерапии, опирающийся на теоретические положения поведенческой психологии (один из основоположников П.т. - Джолпе, активно поддержал метод П.п. Г.Ю.Айзенк. Термин стал использоваться с 1953 г.).

Предшественники П.п. – методы психотерапии, основанные на принципах научения. Классическое обусловливание, связанное с именем И.П.Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П.п. Теория инструментального, или оперантного обусловливания (Е.Торндайк, Б.Скинер) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие П.п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А.Бандура). Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности).

Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются сторонниками П.п. как нарушения процессов адаптации индивида к существующим условиям. Причиной таких нарушений является либо быстрое заучивание "неадаптированных способов поведения", что означает формирование симптомов неврозов, либо слабое и медленное закрепление реакций адаптивного характера, что свидетельствует о психопатических тенденциях в процессах адаптации индивида. Современная трактовка термина «поведение», на которое опирается П.п., включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. П.п. призвана уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Ее цель – формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Д.Мейхенбаума и его коллег. Разработанные им методика самоинструктирования представляет собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Современная П.п. использует когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться и на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. П.п. – это развивающееся направление в психотерапии; модифицируются старые и расширяется спектр новых методик.

Н.Д. Творогова