ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. therapea - лечение) -
сложившийся в США метод психотерапии, опирающийся на теоретические положения
поведенческой психологии (один из основоположников П.т. - Дж.Уолпе,
активно поддержал метод П.п. Г.Ю.Айзенк. Термин стал
использоваться с 1953 г.).
Предшественники П.п. – методы психотерапии, основанные на принципах
научения. Классическое обусловливание, связанное с именем И.П.Павлова,
было первой теорией, которая легла в основу П.п. Теория инструментального, или оперантного
обусловливания (Е.Торндайк, Б.Скинер) подчеркнула значение стимулов,
имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и
закреплении поведения. В 60-е годы на развитие П.п. оказала влияние теория
научения (прежде всего социального) через наблюдение (А.Бандура). Одно лишь
наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в
дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности).
Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются сторонниками
П.п. как нарушения процессов адаптации индивида к существующим условиям.
Причиной таких нарушений является либо быстрое заучивание
"неадаптированных способов поведения", что означает формирование
симптомов неврозов, либо слабое и медленное закрепление реакций адаптивного
характера, что свидетельствует о психопатических тенденциях в процессах
адаптации индивида. Современная трактовка термина «поведение», на которое
опирается П.п., включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и
эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и
вербально-когнитивные проявления. П.п. призвана
уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Ее
цель – формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник,
позволяющих улучшить самоконтроль. Попытка интеграции когнитивного и
поведенческого подходов связана с именем Д.Мейхенбаума и его коллег.
Разработанные им методика самоинструктирования представляет собой
способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Современная
П.п. использует когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы
пытается опереться и на теории переработки информации, коммуникации и даже
больших систем. П.п. – это развивающееся направление в психотерапии; модифицируются
старые и расширяется спектр новых методик.
Н.Д. Творогова