поведенческой
психотерапии, основанная на оперантном научении и заключающаяся в том, что
приемлемое поведение подкрепляется положительно, а неприемлемое – отрицательно;
в качестве же средства стимулирования выступают деньги или их заместители.
Клиент и терапевт подписывают специальный "контракт", в котором
указывается, какое конкретно поведение должно быть подкреплено (например,
занятие трудом, выполнение неинтересного для клиента задания), а какое - должно
штрафоваться (ссора, невыполнение рабочего задания) и какова стоимость
отдельного поведенческого акта (определяется в "жетонах", которые
могут быть обменены на деньги или на определенные блага). Данный метод
направлен прежде всего на оптимизацию самоконтроля, и наибольший эффект он дает
тогда, когда речь идет о пациентах со снижением интеллекта или с
психопатическими нарушениями. Однако возможно его использование и в практике
образования, к чему призывали создатели метода, когда контрактами регламентируются
взаимоотношения преподавателя и учащихся (Azrin N.H., 1966).
И.М.Кондаков