РЕФРЕЙМИНГ (лат. re – приставка
обозначающая противоположное действие + англ. frame – создавать, конструировать,
формулировать и др.) – понятие нейролингвистического программирования (НЛП),
обозначающее особую поведенческую модель установления контакта с определенной
частью личности, которая порождает одно поведение и блокирует другое. После
установление такого контакта у психотерапевта появляется возможность
намеренного замещения негативного или патологического симптома приемлемым
другим симптомом или поведением, что устраняет «неразрешимую» ранее для
человека проблему и позволяют ему более эффективно функционировать. Технология
Р. была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в
результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона
Эриксона и других психотерапевтов.
Разрабатывая
технологию Р., Бендлер и Гриндер опирались на ряд базовых положений, которые
они вывели из своих наблюдений и психотерапевтической практики: 1) лучше иметь
выбор, чем не иметь выбора; 2) существует и подсознательный выбор; 3) люди
имеют ресурсы необходимые им, чтобы измениться, задача лишь в том, чтобы помочь
им овладеть соответствующими ресурсами в соответствующих ситуациях; 4)
любой фрагмент поведения имеет позитивную функцию в некоторых условиях; 5) со
стороны психотерапевта бессмысленно и безответственно просто менять поведение
людей, не принимая в расчет очень важное понятие под названием «вторичная
выгода»; 6) мы полагаем, отмечают Бендлер и Гриндер, что предъявляемый
человеком поведенческий стереотип – каким бы странным
или несуразным он ни казался – есть самая удачная реакция, доступная ему в
данной ситуации, поскольку за поведением всегда стоит не известная нам
подсознательная цель. С помощью технологии Р. появляется возможность выяснить -
в чем заключается вторичная выгода некоего поведения – и позаботиться о ней,
как о неотъемлемой части процесса порождения изменения в данной области
поведения
В реальной психотерапевтической практике выделяется несколько
вариантов Р. Первым был разработанный Р.Бендлером и Д.Гриндером шестишаговый Р.
или Р. переформирования поведения (Из лягушек в принцы. Нейролингвистическое программирование. 1992). Он представлял
собой модель, использующую сознательный разум человека в качестве «курьера»,
который отмечает внутренние реакции в ответ на запрос психотерапевта и сообщает
каковы они. План сознательного Р. включает следующие шаги: 1) определение
варианта поведения (Х), подлежащего изменению; 2) установление отношений с
частью личности, ответственной за этот способ поведения; 3) проведение различия
между поведением (стереотипом Х) и действительным намерением части личности,
ответственной за это поведение;. 4) создание новых альтернативных вариантов
поведения, удовлетворяющих намерению 5) формулирование вопроса части личности,
ответственной за стереотип Х: «Хочешь ли ты взять ответственность за
использование трех новых вариантов поведения в соответствующих условиях?»; 6)
экологическая проверка: «Есть ли у меня какая-либо другая часть, возражающая
против трех новых вариантов?» Если имеется и ответ «да» - вернуться к шагу 2).
Шестишаговый Р. является основной
моделью решения невротических проблем. Процедура переформирования строится на
гипотезе возможного разведения в сознании пациента негативного и позитивного
смысла невротического поведения.
Вариантом шестишагового Р.является семишаговый Р. (Трансформация.
Нейролингвистическое программирование. 1999), в котором в
качестве способа коммуникации используются идеомоторные сигналы, позволяющие
посредством трансового гипноза (по М. Эриксону), напрямую вступить в контакт с
чьим-либо подсознанием, не используя для этого сознательный разум в качестве
посредника. При этом возможен вариант, когда психотерапевт вообще не
собирается знать над чем будет идти работа, а клиент,
с которым будут работать, не собирается говорить психотерапевту, что он хочет
изменить (он сам может этого не знать). Схема семишагового Р. включает
следующие действия: 1) установку с подсознанием сигналов да/нет; 2) определение
паттерна поведения, подлежащего изменению; 3) отделение позитивной функции от
поведения; 4) создание новой альтернативы; 5) оценивание новой альтернатив;. 6)
выбор одной альтернативы. Получение у подсознательной части личности согласия
на то, что она ответственна за использование нового выбора; 7) синхронизация с
будущим. Если хоть в каком-то отношении новый выбор не работает, следует
вернуться к шагу 4).
В настоящее время разработаны
несколько вариантов Р. и число их все время увеличивается. К разновидностям Р.
относятся: Р. содержания (в двух видах: Р. смысла и Р. контекста), Р. переговоров и др. В определенной мере
Р. обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий и этим подходом он
близок концепции позитивной психотерапии Н. Пезешкиана и Х. Пезешкиана и
поведенческой психотерапии.
Л.А. Карпенко