ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ М.БУРНО (ТТСБ) -
российский клинико-психотерапевтический метод-школа - в отличие от терапии
творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в
широком, западном, понимании (как вспомогательная терапия, «главным образом, в
рамках общего лечебного плана с учётом психоаналитической концепции», I.Bonstedt-Wilke, U.Rűger, 1997).
Т.т.с.Б привносит конкретные
занятия целебным творчеством, духовную культуру в естественнонаучную
традиционную российскую клиническую психотерапию А.И. Яроцкого (1866-1944) и
С.И. Консторума (1890-1950). В отличие от арт-терапевтических,
экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов Т.т.с.Б. предполагает
природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в
своих психотерапевтических воздействиях не от Духа, а от Природы. (Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением, 1999; Бурно М.Е.
Клиническая психотерапия, 2006; Бурно М.Е., Добролюбова Е.А. (ред.). Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением,
2003). Психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа
природы, более или менее понятным клиницисту языком начертанная в клинической
картине, в личностной почве, чтобы помочь стихийным природным силам совершеннее
защищаться от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например,
деперсонализационное страдание понимается как защитно-приспособительная
неестественность чувствования, переживания («чувствую, переживаю не по-своему,
например, немею душой»), смягчающая душераздирающую тоску. Это стихийное
несовершенство природной защиты поправляется, по возможности,
психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою,
посветлеть в творческом вдохновении.
Теоретическая основа метода – положение П.Б. Ганнушкина (1933) о «жизненной
компенсации психопатов» и «мягких шизофреников и эпилептиков» (выявление или
невыявление данной патологии в зависимости «от внешних воздействий, от их
суммы, от их содержания») и подобные, созвучные Ганнушкину, размышления Э.
Кречмера (1934) с последующим выводом о том, что «здесь лежат
психотерапевтические задачи».
Речь идет о кречмеровской психотерапевтической концепции – «созидание личности
по ее конституциональным основным законам и активностям» (Kretschmer E., 1975).
Т.т.с.Б. вышла из психиатрии и показана для
разнообразных пациентов с болезненным переживанием неполноценности с чувством
своей вины, несостоятельности (патологическая дефензивность (пассивная
оборонительность) – в противовес агрессивности). Однако, особенно в последние
годы, метод стали применять для лечения душевно здоровых соматических,
неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи
здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т.д.
Существо метода. Пациент
или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта
изучают элементы клинической психиатрии, характерологии (в том числе, характеры
художников, ученых), элементы психотерапии, естествознания в разнообразном
творческом самовыражении, дабы обрести свое, поднимающее из «каши» переживаний
целительное осмысленное творческое вдохновение. Обрести себя как уникальную, но
все же, сообразно природе своей, аутистическую, психастеническую, синтонную,
полифонически-шизотипическую и т.д. личность. Природные характеры, симптомы
болезни понимаются здесь не как «бирки», а как важные природные ориентиры
(наподобие, например, мужской или женской, юношеской или стариковской природной
душевной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую
аутистическую, психастеническую и т.д. неповторимость, свою Любовь и свой
Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, по совету преподавателя
исполняя какое-то любимое музыкальное произведение так, как исполняет его
душевно созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, «бессознательной неточности».
Практика метода.
Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания,
группа творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной,
реалистический психотерапевтический театр. Конкретные
методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой: 1) терапия созданием
творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия
творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим
коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое;
6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с
психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия
творческим поиском одухотворенности в повседневном.
«Творческий» – означает здесь всюду познание-поиск себя аутистического,
психастенического и т.д. в общении с искусством, природой и т.д. с целью
обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу.
Долгосрочная Т.т.с.Б.
продолжается 2-5 лет, краткосрочные варианты метода – от недели до 4-х месяцев.
Идеал терапевтической эффективности – формирование творческого стиля жизни:
возможности обретенными способами приводить себя в состояние творческого
вдохновения, способность подолгу жить в состоянии вдохновения.
Т.т.с.Б. бесконечно развивается
вместе с клинической психиатрией, характерологией, искусством, всеми областями
духовной жизни, из которых метод выбирает необходимый ему материал, преломляя
его клинико-психотерапевтически. Подобно тому как
хирургия преломляет клинически по-своему все новые и новые технические
открытия.
М.Е. Бурно