ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
МУЗЫКА - применение музыки в профилактике, лечении, повышении
эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические
наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам
термин Ф.м. связан с предложенным В. М.Бехтеревым пониманием ее
лечебного регулирующего влияния. В результате
клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность
музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека - изменять
его настроение, снижать тревогу и напряженность - делает музыку важным
средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний.
У душевнобольных она повышает психический тонус, уменьшает раздражительность и
агрессивность. Специально подобранная музыка положительно действует как
седативное средство на маниакальных больных. Музыка дает результаты как
"обезболивающее" средство в акушерстве, стоматологии, при
хирургических операциях. С одной стороны, она отвлекает больного от
фиксирования на своих переживаниях и тем снижает болевые ощущения. С другой
стороны, музыка снимает мышечное напряжение, способствует релаксации
готовящихся к операции больных. Достижение полной релаксации важно для
успешного введения пациента в гипнотическое состояние, проведения аутогенной
тренировки. Успешно применяется музыка при лечении заикания, благотворно
действует на сердечно-сосудистых больных, отвлекая их
от тревожных и мрачных мыслей. Хорошо подобранный ритм музыки снижает
непроизвольные движения у больных хореей, особенно у детей. После перенесенного
инсульта (при левостороннем кровоизлиянии) положительных результатов добиваются
музыкотерапевты при лечении моторной афазии и восстановлении речи с помощью
пения. В целом ее эффективность значительно возрастает в комплексе с
медикаментозными, физиотерапевтическими и другими медицинскими методами
лечения. Благотворно воздействует музыка и в период реабилитации больных.
Отмечается влияние музыки не только на пациента,
но и на врача. В каждом из этих случаев воздействие музыки основано на двух
особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и непроизвольном подчинении
заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство
физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека
протекает ритмично. Объединение трудовых действий с помощью музыки можно
встретить у многих народов.
В отличие от шума, музыкальный звук - это
строго упорядоченные колебания какого-либо источника звука. Низкочастотный шум
маскирует музыкальные звуки вплоть до полного их подавления. Особенно вреден
разночастотный, нестационарный и интенсивный высокочастотный шум - визг,
скрежет, свист. Он приводит к расстройству нервной регуляции
желудочно-кишечного тракта, газообмена и эндокринной системы, провоцирует
язвенную болезнь и гипертонию. Плохо действует на организм человека длительный
и интенсивный ультразвук, диапазон которого располагается выше 15-20 кГ. Причем
кратковременный инфразвук слабой и средней силы - шум морского прибоя, ветра,
водопада, быстрого ручья в каменистом ложе - действует благотворно, успокаивая
нервную систему. Неблагоприятно действует на психику человека инфразвук - звуки
ниже 20 Г. Инфразвуки большой силы ощущаются ухом как давление, которое может
перейти в ощущение боли. Они вызывают тревогу, безотчетный страх, головную боль
и тошноту. Поскольку инфразвуки слабо затухают в окружающей среде, они могут
распространяться на большие расстояния.
Однако полная тишина также неблагоприятна для
нормального самочувствия - она вызывает сонливость, галлюцинации. Для
нормальной работоспособности и возбудимости органов чувств необходим
определенный звуковой или шумовой фон силой в 30-40 дб. Ф.м. должна восприниматься как звучащий фон на периферии
сознания, быть приятной, приносить удовольствие и вызывать состояние легкого
возбуждения. Слишком громкая, назойливо ритмичная или скучная и однообразная
музыка быстро надоедает и вызывает раздражение.
Не всякое музыкальное произведение может оказывать
психотерапевтическое воздействие (например, тяжелый рок). Следует учитывать
восприимчивость (невосприимчивость) клиентов к музыке вообще и к отдельным ее
жанрам и произведениям, в частности.
Г.Е. Ремизова