СЛУШАНИЕ ПОНИМАЮЩЕЕ – один из методов гуманистической
психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется
профессиональными психотерапевтами, психологами, которые умеют слушать и
слышать именно то, что им говорят. Приемы С.п.: нерефлексивное слушание,
выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Эмпатическое
слушание – высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование
(способность терапевта чувствовать то же, что и клиент, понимать его не умом, а
сердцем). Эмпатический ответ это не изощренная техническая уловка терапевта, а
результат его способности к эмпатии, вчувствования в другого человека. И, тем
не менее, эмпатическому слушанию можно научиться.
В отличии от С.п. «оценивающее слушание» зачастую пристрастно, рассудочно,
предполагает поиск причины, почему и зачем была сказана клиентом какая-то фраза
(за этим поиском толкования услышанного нередко теряется смысл сказанного; для
толкователя важнее не «ЧТО» сказано, а «Почему»). Сопутствующие
приемы С.п.: интерпретация, анализ, выяснение, логическая аргументация своих
заключений и мнений, поучения, указания, осуждение, критика, похвала,
обобщение, пр.
При
«сочувствующем слушании» психолог всегда готов выразить свое сострадание
клиенту, быстро с ним согласиться. Сопутствующие приемы: вербальное согласие,
утешение. При сочувствующем слушании есть опасность в эмоциональной
идентификации психолога с клиентом (в этом случае психологу самому может
понадобиться профессиональная психологическая помощь). Недостаток такого способа
слушания и в том, что клиент, возможно, хотел поделиться своими сомнениями,
пытался с помощью терапевта найти взвешенное решение, а получил с его стороны
полное согласие с одной из своих рассматриваемых позицией.
Для
демонстративно, «отстраненного слушания», характерна невербальная
демонстрация психологом клиенту своего профессионального превосходства,
своего более высокого ранга в ситуации терапии. Это скорее не слушание, а
снисходительно-повелительное выслушивание; иногда наблюдается при директивных
моделях психотерапии. Сопутствующие приемы: приказ, указание, предупреждение,
угроза, обещание. Описанные типы С.п. можно рассматривать как идеальные, в
таком чистом виде редко встречающиеся. Каждому психологу свойственен в той или
иной мере каждый из указанных типов слушания. Определенное их сочетание
характеризует индивидуальный стиль слушания, в котором отражается характер
психолога, его профессиональные интересы и сформированные навыки, пол, возраст,
пр.
К Роджерс
установил, что, если человек в 40% случаев проявляет в общении один и тот же
стиль реакции, определенный фиксированный набор коммуникативных приемов, то его
собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя всегда так. Так рождаются
у клиентов мифы о своих психотерапевтах, что приводит к навешиванию им ярлыка
«добряк», «строгий», «обо всем знающий», «понимающий», др. Умение слушать
входит в профессиональную подготовку клинического психолога, этому его
специально учат.