БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных
значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний,
процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без
применения специальных методов, 2) Самая обширная и наиболее содержательная
часть /система, сфера, область, инстанция и т.д./ психики
человека, 3) Форма психического отражения, образование, содержание и
функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной
рефлексии, 4) Состояние человека, характеризующееся отсутствием
сознания.
В
европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к
эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе -
знании-припоминании и др.).
В различных значениях и смыслах
проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась
в философии и психологии на протяжении всей их истории.
Существенный
вклад в изучение проблемы бессознательного внесли:
Б.Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г.Лейбниц
(трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли
(связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант (связь
бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания),
А.Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах ),
К.Карус (ключ сознания в подсознательном), Э.Гартман («Философия
бессознательного»), Г.Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В.Вундт
(«неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер
процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г.Гельмгольц
(учение о «бессознательных умозаключениях»), И.Сеченов («бессознательные
ощущения или чувствования»), И.Павлов («бессознательная психическая жизнь»),
В.Бехтерев (активность «бессознательного»), А.Льебо и И.Бернгейм
(постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и
неосознаваемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения
людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических
процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «коллективной душой»
толпы), Т.Липпс («бессознательное психическое», «бессознательное реальное Я»),
П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.
В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о
бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции.
Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и
учение о бессознательном), а также К.Юнгом (развившим идеи о психоидном,
личном и коллективном бессознательном),
Дж.Морено (разработавшим
концепцию «общего бессознательного») и Э.Фроммом (развивавшем идеи о «социальном
бессознательном»). В общем совокупность этих
психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает
определенное представление о природе и сущности бессознательного и его
проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.
По З.Фрейду, 1)
Бессознательное - это психические процессы, «которые проявляются активно и в то
же время не доходят до сознания переживающего их лица», 2) Бессознательное -
основная и наиболее содержательная система психики человека /бессознательное -
предсознательное - сознательное/, регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные
врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы,
установки, стремления, комплексы и
пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью
и т.д.
По
мысли З.Фрейда, в бессознательном
идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и
самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).
Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного
включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании
индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено
из него в бессознательное /желания, воспоминания, образы и т.д./.
Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З.Фрейд создал учение и психоаналитическую
терапию, ориентированные на познание бессознательного
и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).
Трактуя
бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что «все
душевные процессы по существу бессознательны», З.Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу
бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных
основ психической деятельности и поведения человека.
Корректное определение бессознательного психического, исследование
его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в
психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З.Фрейда, влияние и значение которых
трудно переоценить.
По К.Юнгу,
бессознательное состоит из трех слоёв: 1) «Личностного бессознательного» -
поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно
эмоционально окрашенные представления и комплексы,
образующие интимную душевную жизнь личности, 2) «Коллективного
бессознательного» - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра
и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу,
репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя
сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие
в качестве всеобщего основания душевной жизни. «Содержаниями
коллективного бессознательного» в основном являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы
психической деятельности и поведения и 3) «Психоидного бессознательного» -
наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами
общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего
оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически
полностью недоступно сознанию.
По Дж.Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и
взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при
продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию
интерперсональных ролевых конфликтов.
По
Э.Фромму, значительную роль в
организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное»,
являющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и
содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до
осознания».
Непосредственные
и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального
бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до
творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов
проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности
/неосознаваемые мотивы и установки/, 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы
деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер /операциональные
установки и стереотипы автоматизированного поведения/, 3) неосознаваемые
субсенсорные /подпорговые/ процессы и механизмы /восприятия и пр./, 4)
неосознаваемые социальные программы /ценности, установки, нормы и т.д./.
В
психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания
бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных
ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни,
исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.
Существующая
фрагментарность представлений о бессознательном и
весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание
современной общей теории бессознательного психического является одной из
наиболее актуальных задач теоретической психологии.