БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) Самая обширная и наиболее содержательная часть /система, сфера, область, инстанция и т.д./ психики человека, 3) Форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) Состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

            В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании и др.).

В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

            Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Б.Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А.Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах ), К.Карус (ключ сознания в подсознательном), Э.Гартман («Философия бессознательного»), Г.Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В.Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г.Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И.Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И.Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В.Бехтерев (активность «бессознательного»), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «коллективной душой» толпы), Т.Липпс («бессознательное психическое», «бессознательное реальное Я»), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.

            В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К.Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Джорено (разработавшим концепцию «общего бессознательного») и Э.Фроммом (развивавшем идеи о «социальном бессознательном»). В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

            По З.Фрейду, 1) Бессознательное - это психические процессы, «которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», 2) Бессознательное - основная и наиболее содержательная система психики человека /бессознательное - предсознательное - сознательное/, регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д.

            По мысли З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

            Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное /желания, воспоминания, образы и т.д./. Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З.Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).

            Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», З.Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

            Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З.Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.

            По К.Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв: 1) «Личностного бессознательного» - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) «Коллективного бессознательного» - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. «Содержаниями коллективного бессознательного» в основном являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) «Психоидного бессознательного» - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

            По Дж.Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.

            По Э.Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», являющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

            Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

            В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности /неосознаваемые мотивы и установки/, 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер /операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения/, 3) неосознаваемые субсенсорные /подпорговые/ процессы и механизмы /восприятия и пр./, 4) неосознаваемые социальные программы /ценности, установки, нормы и т.д./.

            В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

            Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

В.И.Овчаренко