ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к
удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта,
своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма,
характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По З.
Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как
постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения.
З.Фрейд отмечал, что
«под «В.» мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри
соматического источника раздражения, в отличие от «раздражения», вызываемого
отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. В. является, таким образом,
одним из понятий для отграничения душевного от
телесного. Самым простым и естественным предположением о природе В. было бы,
что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во
внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только
отношение В. к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг
от друга и придаёт им специфические свойства. Источником В.
является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью В.
является прекращение этого раздражения органа» (З.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности).
З.Фрейд различал два
рода (вида, группы) основных В.: 1) сексуальные (жизнеутверждающие) В. и 2)
влечения к смерти (агрессии, разрушению).
Представления
классического психоанализа о В. было сформулировано З.Фрейдом следующим
образом: «Мы полагаем, что человеческие В. бывают двух родов. Либо те, что направлены
на сохранение и объединение; мы называем их эротическими – в том смысле, как
Эрос понимается в платоновском «Пире», - или сексуальными влечениями,
сознательно расширяя понятие «сексуальность». Либо те, что
направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или
инстинкту деструктивности» (З.Фрейд. Психоанализ,
религия, культура). В. понималось им также как «наличное в живом
организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния» (З.Фрейд
З. По ту сторону принципа удовольствия). При этом
подчёркивалось, что «психическое значение влечения повышается в связи с отказом
от его удовлетворения» (З. Фрейд. Очерки по психологии
сексуальности). По З.Фрейду, В. опираются на раздражения, идущие изнутри
организма, и действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чего
они могут достичь своей цели. В числе объектов В. могут быть и части
собственного тела субъекта. З. Фрейд считал, что «В. и их
превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию» (З. Фрейд.
Леонардо да Винчи). В дополнение к классическим
представлениям о В., в современном психоанализе была предпринята попытка
выделить В. «второго порядка» («спокойные» В.). А.Моделл (1975) предложил в
качестве этих В. «В. Эго» («Я»), имея при этом в виду, что данные В. (в отличие
от В. введённых З.Фрейдом), вероятно, не имеют определённого физиологического
источника и ориентированы на получение удовольствия не в результате разрядки
напряжения, а в силу самого процесса взаимодействия с объектом. Но эта новация
не получила значительного распространения.
В.И. Овчаренко