ВЛЕЧЕНИЕ стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По З. Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения.

            З.Фрейд отмечал, что «под «В.» мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения, в отличие от «раздражения», вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. В. является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным предположением о природе В. было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только отношение В. к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придаёт им специфические свойства. Источником В. является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью В. является прекращение этого раздражения органа» (З.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности).

            З.Фрейд различал два рода (вида, группы) основных В.: 1) сексуальные (жизнеутверждающие) В. и 2) влечения к смерти (агрессии, разрушению).

            Представления классического психоанализа о В. было сформулировано З.Фрейдом следующим образом: «Мы полагаем, что человеческие В. бывают двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение; мы называем их эротическими – в том смысле, как Эрос понимается в платоновском «Пире», - или сексуальными влечениями, сознательно расширяя понятие «сексуальность». Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности» (З.Фрейд. Психоанализ, религия, культура). В. понималось им также как «наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния» (З.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия). При этом подчёркивалось, что «психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворения» (З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности). По З.Фрейду, В. опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чего они могут достичь своей цели. В числе объектов В. могут быть и части собственного тела субъекта. З. Фрейд считал, что «В. и их превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию» (З. Фрейд. Леонардо да Винчи). В дополнение к классическим представлениям о В., в современном психоанализе была предпринята попытка выделить В. «второго порядка» («спокойные» В.). А.Моделл (1975) предложил в качестве этих В. «В. Эго» («Я»), имея при этом в виду, что данные В. (в отличие от В. введённых З.Фрейдом), вероятно, не имеют определённого физиологического источника и ориентированы на получение удовольствия не в результате разрядки напряжения, а в силу самого процесса взаимодействия с объектом. Но эта новация не получила значительного распространения.

В.И. Овчаренко