ОТЧУЖДЕНИЕ – процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем они являются сами по себе, трансформация их в независимую силу, господствующую над людьми.

            В психоанализе и психологии понятие «отчуждение» по-видимому, было впервые использовано З.Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ей культуры.

            По З.Фрейду, «следствием каждого невроза, а, следовательно, и его тенденций является отдаление больного от реальной жизни, отчуждение его от действительности» (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности), порой принимающее форму «бегства в болезнь». Содержание понятия «О.» и сфера применения его в психоанализе были весьма значительно расширены Э. Фроммом.

Он показал, что О. выступает в различных формах: О. человека от самого себя, от других людей, от своего труда и от природы. Э. Фромм исследовал также «О. чувств», «страдание от О.» и «отчуждённые человеческие отношения», напоминающие отношения вещей. Э. Фромм ввёл понятие «отчуждённая активность», означающее определённую нейтрализацию активности человека, когда «действие совершается надо мной внешними или внутренними силами» (Фромм Э. Иметь или быть?), в силу чего происходит отделение человека от результатов его деятельности. (Примером отчуждённой активности может быть постгипнотическое поведение человека).

Развивая идеи З.Фрейда об О. и «бегстве в болезнь», Э.Фромм сформулировал понятие и концепцию «бегства от свободы», подтвердил связь между неврозом и О. и констатировал, что «в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием О. (Фромм Э. Душа человека). По Э.Фромму, одним из наиболее распространённых психопатологических выражений отчуждения является перенесение.

В общем Э.Фромм выработал целостное многомерное представление об О. и как болезни личности и своеобразной сердцевине «психопатологии современного человека», оказавшее большое влияние не только на психоаналитические воззрения, но и на философские и научные представления об О.

СВЕРХ-Я (Идеальное Я, Я-идеал, Super-Ego) – одна из сфер психоаналитической структуры личности (Оно – Я – С.-Я), складывающаяся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности. По З.Фрейду С.-Я возникает в результате действия «двух чрезвычайно важных факторов»: 1) продолжительной детской беспомощности и, следовательно, зависимости человека и 2) наличия у него комплекса Эдипа. Являя собой дистанцированную часть «Я», С.-Я восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру С.-Я родителей. С.-Я выступает как носитель образца идеального «Я», с которым «Я» соотносит и соизмеряет себя. По З.Фрейду эта сфера личности выступает как представитель всех моральных ограничений и поборник стремления к совершенствованию и обладает функциями идеала, самонаблюдения и совести. З.Фрейд считал, что С.-Я «соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке» (З. Фрейд «Я и Оно»).

В.И.Овчаренко