ТРАНСФЕР (лат. transfere
– переносить, перевозить) – перенос на психотерапевта эмоционального отношения
клиента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).
Термин впервые стал
применяться в психоанализе. З. Фрейд рассматривал Т. как феномен переноса,
присущий любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Первоначальные
источники реакций переноса — значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции
переноса в последующей жизни более вероятны по отношению к людям, которые
выполняют специальные функции, ранее принадлежавшие родителям. По Фрейду, Т.
происходит из эротических источников, и, как правило, сексуально окрашен. По Фрому, содержание переноса обычно восходит к
инфантильным образам.
Различается Т: (а) позитивный – перенос чувств любви, уважения, доверия,
привязанности и пр.; (б) негативный – перенос чувства страха, ненависти,
отвращения и пр. На психотерапевтическом приеме эти чувства могут спонтанно
возникать у клиента при отсутствии в поведении психотерапевта объективных
причин для этого. Т. действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются.
Пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью
чувств. Психотерапевт может осознанно использовать трансферные реакции своего
клиента в процессе терапевтической сессии. Т. в этом случае выступает как
способ, с помощью которого клиент вспоминает то, что забыл, что является
неосознанным источником его психических страданий.
Фрейд
использовал также термин «невроз переноса», чтобы описать совокупность реакций
переноса, когда анализ и сам психоаналитик становятся центром эмоциональной
жизни пациента, при этом его невротический конфликт вновь оживает в
психоаналитической ситуации. Такое исключительное значение перенос имеет при
истерии, неврозе страха и неврозе навязчивых состояний, объединяемых под
названием «невроз переноса». По Фрейду, излечение от невроза переноса приводит
к излечению действительного невроза, благодаря тому, что Т. моделирует
характерные для клиента невротические ситуации. Однако J. B. Furst
(1957) считает, что Т. не является зеркалом, отражающим все стоящие перед
клиентом проблемы и его отношения с окружающей действительностью.
Н.Д.Творогова