ЭРОС, Эрот (от греч. Eros - любовь) – 1) бог любви, 2) олицетворение любви
и сексуальности, 3) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта
(сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения.
Как общее
эмблематическое обозначение любви Э. Получил разнообразные отражения в
мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе).
1). Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии Эрос
считался одним из древнейших богов, некой самовозникшей первозданной
созидательной силой, которая наряду с Хаосом, Геей и Тартаром была одной из
четырех космогонических первоначал. (Позднее Э. признавался сыном Зевса и
Афродиты и т.д.).
Эрос (которому в древнеримской мифологии соответствовали
бог любви Амур и бог вожделения Купидон) обычно изображался в виде шаловливого
юноши или мальчика с золотыми крылышками, с луком, стрелами и колчаном (иногда
- с факелом ).
Один из распространенных мифологических сюжетов
утверждал, что Эрос был тайным любовником и впоследствии мужем Психеи (души). В
многочисленных и разнообразных мифах повествовалось о могуществе Э., которому
не могут противостоять ни люди, ни боги. Эросу как богу любви, дружбы и весны
иногда приписывали господство над всей природой. В Древней Греции существовал культ
Э. И раз в пять лет в его честь организовывались праздники (эротидии), а
спартанцы перед сражением приносили ему жертвы. В древнем мире Э. считался
также богом-утешителем, помогающим пережить горе. И многочисленные статуи его
ставились как надгробия. 2). Эрос постоянно изображался во всех видах и жанрах
искусства древнего мира (Гесиод, Аристофан, Пракситель, Лисипп, Апулей и
мн.др.) и всех последующих эпох.
Образ Э. как олицетворения всевластной мировой силы любви
и сексуальности был предметом размышлений философов античности (Аристофана,
Павсания, Парменида, Платона, Эмпедокла, Эриксимаха и мн.др.). Парменид считал,
что Э. - это древнейший бог и первоисточник величайших благ. Павсаний и
Эриксимах полагали, что Э. разлит по всей природе и является двойственным или
что существует два Э. (один у здорового начала, а другой у больного). Аристофан
отмечал интегративную природу Э., обеспечивающего стремление человека к
изначальной целостности. Эмпедокл подчеркивал значение бессмертной борьбы
всесоединяющей любви и всеразъединяющей вражды, которые по необходимости
господствуют над вещами.
Наиболее мощное представление об
Э. как персонификации жизненной силы и сексуальности, оказавшее влияние на всю
последующую культурную традицию создал Платон. В его философии тиран Э.
возглавляет все человеческие желания и ведет их за собой как телохранителей.
При этом, по Платону, воплощением Э. следует представлять не бога, а скорее
некого демона, который, никогда не облекаясь в земное тело, служит как бы
перевозчиком от богов к людям и обратно.
3). В психологии ХХ века формирование представлений о
существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием
соответствующих философских идей (главным образом Платона и Эмпедокла).
Наиболее систематически идею об Э. как персонифицированном обозначении
сексуального инстинкта (влечения), инстинкта жизни и самосохранения разработали
З.Фрейд и последователи его психоаналитического учения.
Начиная с 1920 (с работы «По ту сторону принципа
удовольствия»), З.Фрейд часто использовал понятие Э. В
окончательной редакции З.Фрейд представил Э. как один из двух активных
основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий «любовь в самом
широком смысле слова». По З.Фрейду, энергетическим потенциалом Э. является
либидо - энергия всех сексуальных влечений (и в силу этого сексуализированная
энергия психики вообще). По З.Фрейду, тенденцию сексуального инстинкта (Эроса)
определяет принцип удовольствия - главенствующий принцип психической жизни.
З.Фрейд считал, что Эросу противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к
смерти, инстинкт и влечение агрессии и деструкции) и что борьба этих сил
является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и
психической деятельности человека. Для психоанализа характерно понимание Эроса
и Танатоса (и их борьбы), как сил изначально присутствующих в психической жизни
и, как правило, проявляющихся в перемешанном виде в различных пропорциях.
Согласно психоанализу, борьба Эроса и Танатоса идет с переменным успехом, но
исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один - в конечном
счете, побеждает Танатос.
Понятие Э. ныне активно и весьма часто употребляется не
только в психоанализе и психологии, но и за их пределами.
В.И.
Овчаренко