БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА - метод групповой
тренинго-исследовательской работы, получивший название по имени своего
создателя - М. Балинта, проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне
дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами. Центральный объект
исследования в классической Б. г. - отношения «врач -
пациент». В группу входят 8 –10 лиц, работающих в одном или различных
медицинских учреждениях, но желательно не связанных служебно-иерархическими
отношениями. Группа может объединять людей с различным стажем работы
(желательно, чтобы стаж работы был более трех лет). Основным принципом
формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых
к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной
взаимопомощи. Работа в группе может осуществляться в течение 2—3 лет. В этом
случае занятия проводятся несколько раз в месяц. Если группа сформирована из
слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или
с интервалом в несколько дней, но общее их количество должно соответствовать
числу участников. По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью
видеокамеры или магнитофона. Руководитель Б. г. специально приглашается для
этой работы или избирается участниками. Предметом анализа в группе являются
обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть «трудные» эпизоды из
прошлого, продолжающие беспокоить врача; текущие случаи и возможные
терапевтические ситуации, даже возможность возникновения которых волнует врача.
Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник
группы. Рассказ строится в свободной форме, говорящего не
ограничивают во времени и не перебивают. Группа и докладчик пытаются
определить суть отношений «врач—пациент» посредством комментариев и свободных
ассоциаций идей по поводу обсуждаемого случая. Ведущий помогает сформулировать
вопросы по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на
взаимоотношениях врача и пациента, а не на технических деталях лечебного
процесса. Он помогает проинтерпретировать различные уровни
отношений: как пациент сообщает о себе и своей болезни, как врач делится со
своими коллегами переживаниями в отношении этого пациента; как врач пытается
понять скрытый смысл сообщения пациента в контексте ситуативного момента; как
стараются его коллеги добиться понимания отношений «врач—пациент» в контексте
своих реакций на сообщение коллеги. Неосознанные аспекты отношений,
возникающие из «переноса», проявляются врачом как в его отношениях с
пациентом, так и в отношениях с коллегами. Б. г. нацелена на новый способ
сенситивного слушания, способствует более глубокому восприятию участниками
собственной личности (собственного «Я»).
Наряду с классической Б. г.
существуют ее варианты. Б.г. со структурируемыми этапами: (а)
доклад рассказчика, (б) вопросы к рассказчику, всем участникам по кругу дается
право задавать уточняющие вопросы; важно, чтобы они не подменялись советами,
(в) все участники группы по кругу должны дать свои ответы на все поставленные
задачи, поощряются свободные ассоциации «аналогичного случая»; ведущий следит
за центрированностью обсуждения на взаимоотношениях «врач-пациент», оказывает
рассказчику эмоциональную поддержку. Для блокирования обычной групповой
динамики запрещается критика ведущего, не поощряются высказывания о
рассказчике, базирующиеся на ситуации «там и тогда»; (г) в конце обсуждения
ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Опыт Б. г.,
первоначально ориентированной на врачей общесоматической практики, в
дальнейшем распространился и на подготовку психотерапевтов. Работа
в такой Б. г. направлена на (1) повышение компетентности в профессиональном
межличностном общении, (2) осознание личностных «слепых пятен», (3)
психопрофилактику участников группы, основанную на возможности проработки
«неудачных» случаев в ситуации коллегиальной поддержки, в атмосфере
психологической безопасности. Метод Балинта оказался полезным для
повышения квалификации медицинского персонала, учителей, социальных работников,
семейных консультантов, юристов и представителей других профессий,
ориентированных на межличностное общение.
Г.Л. Исурина