МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО
ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ – система
и внутренние закономерности организации эффективного лечения путем
использования возможностей взаимодействия психотерапевта и группы, а также
членов группы в общении друг с другом. М.л.д.г.п. одними из первых изучались Р.
Корзини и Б. Розенберг (1955). Основные пути исследования М.л.д.г.п.: (а) опрос
пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; (б) изучение теоретических
представлений и опыта групповых психотерапевтов; (в) проведение экспериментальных
исследований (выявление взаимосвязи между различными переменными
психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения). И. Ялом
(1970) в качестве основных механизмов выделил следующие:
(1) сообщение информации: в процессе
общения с другими и знакомства с их проблемами клиент получает разнообразные
сведения об особенностях человеческого поведения, межличностного
взаимодействия, нервно-психическом здоровье и пр.;
(2) внушение надежды: появление надежды на успех лечения под
влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений;
успешные, продвинутые в психотерапии клиенты служат остальным в качестве
позитивной модели;
(3) универсальность страданий:
понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют
проблемы, переживания; такое понимание повышает самооценку;
(4) альтруизм: помогая другим в процессе групповой психотерапии,
клиент ощущает себя способным быть полезным и нужным;
(5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: клиент
осознает свои модели поведения, проблемы и переживания, идущие от родительской
семьи; это дает возможность терапевтической переработки проблемы клиента;
психотерапевт, моделируя семейную ситуацию клиента, выступает в роли его отца
или матери, а другие участники в роли братьев, сестер и других членов семьи.
(6) развитие техники
межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и
анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное
взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать более
конструктивные способы поведения и общения;
(7) имитационное поведение: пациент может обучиться более
конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим
успешным членам группы;
(8) интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за
счет обратной связи (расширению образа Я); возникновения в группе эмоциональных
ситуаций, с которыми пациент ранее не мог справиться, их осознание, анализ;
(9) групповая сплоченность: привлекательность группы, чувство
принадлежности к ней, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга;
рассматривается как фактор, аналогичный отношениям “психотерапевт — пациент” в
индивидуальной психотерапии;
(10) катарсис:
отреагирование сильных чувств в группе.
С. Кратохвил (1978) в качестве
основных М.л.д.г.п. указывал следующие: участие в группе, эмоциональную
поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь, или конфронтацию,
контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обучение новым способом
поведения, получение информации и развитие социальных навыков.
При этом пациенты в качестве основных М.л.д.г.п. чаще всего
указывают: осознание нового (т.е. самого себя, восприятия другими, понимание
других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношение себя,
других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от других членов
группы), приобретение новых способов поведения (прежде всего межличностного
взаимодействия и поведения в стрессовых ситуациях).
Указанные М.л.д.г.п.
охватывают три плоскости изменений — когнитивную, эмоциональную и поведенческую
– могут быть представлены в виде трёх основных, более обобщенных механизмов:
корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт, т.е.
эмоциональную поддержку); конфронтация (как «столкновение» пациента с
самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями,
эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счёт обратной
связи между членами группы и группой как целым); и научение, которое в
процессе групповой психотерапии осуществляется прямо и косвенно (группа
выступает как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет
типичные для него поведенческие стереотипы, что в конечном итоге облегчает для
него отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков
полноценного общения). Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает
ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему
самому и позитивно воспринимаются окружающими.