МУЗЫКОТЕРАПИЯ _
одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические
особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на
человека. В настоящее время является одним из разделов т.н.
арт-терапии. В той или иной форме М. существовала у всех
народов мира, во всех культурах. Ранние формы М. преимущественно коллективные и
синкретические, где музыка использовалась наряду с танцем, словесным текстом,
растительными препаратами легкого наркотического действия, как правило, в
рамках магического обряда, ритуала, воссоздававшего мифологические ситуации,
важные для данного этноса. С конца XYIII начала XIX вв. появляются первые
исследования в области М., опирающиеся на клинический материал. Сегодня
исследования в области М. обладают обширной информационной инфраструктурой: в
Англии, США, Германии, Италии, Японии существуют специальные общества, издается
множество журналов (Journal of Music Therapy; British Journal of Music Therapy;
Musiktherapie и др.), читаются соответствующие курсы во многих университетах.
В современной М. музыка
используется как одно из средств пропедевтики, лечения
и реабилитации больных соматическими и психическими заболеваниями. Привлекается
преимущественно инструментальная музыка, в сочетании со словесным внушением и
лекарственными средствами. Специфика воздействия музыки связана с активацией
различных систем организма и психики: физиологической (изменения частоты
пульса, ритма дыхания, работы сердечно-сосудистой
системы и др.), сенсорной, двигательной, эмоциональной, когнитивной. Основные
эффекты музыкального воздействия связаны с коррекцией нарушенного
психоэмоционального статуса индивида (снятием негативных психоэмоциональных
состояний, формированием позитивных) и, соответственно, смягчением или снятием
соматических симптомов таких нарушений. Отсюда вытекает способность музыки
снижать болевые ощущения, вызывать мышечную релаксацию и восстанавливать
мышечный тонус при повреждениях двигательной сферы, уменьшать
психоэмоциональное напряжение и повышать общий психоэмоциональный тонус. В этой
связи М. нашла применение в самых разных областях медцины.
Имеются клинические данные о применении М. в
стоматологии, хирургии, гинекологии, урологии, в реаблитации больных после
инфаркта миокарда, черепных и спинномозговых травм и даже как средство
облегчения тяжелых физических страданий (при терминальных стадиях рака). М.
применяется также в дефектологии при лечении речевых дефектов, коррекции
дикции. Известны данные о применении М. в психиатрии при достаточно широком
круге заболеваний от неврозов до некоторых форм шизофрении.
В последние годы М. чаще
используется как средство реабилитации. Кроме того, музыка (музицирование)
может выступать средством непосредственного общения в случаях, когда речевое
общение по каким-то причинам затруднено (детский аутизм), а также как доступная
больному форма активности, с целью стимулировать самоконтроль движений, позы и
др. В этих целях используются музицирование (игра на музыкальных инструментах
или пение), реже сочинение музыки.
Отмечается, что одним из важных объективных
показаний к М. служит высокая ценность музыки для пациента (или его семьи). К настоящем времени не существует достоверно обоснованных
принципов отбора музыкальных образцов для составления музыкальных программ
терапевтического назначения. Вопрос о принципах подбора музыки (имея в виду тот
факт, что она должна отвечать возможностям восприятия пациента) остается
открытым.
Экспериментальные и клинические
данные о терапевтическом воздействии музыки очень противоречивы, что затрудняет
их теоретическую интерпретацию. В ряде работ было установлено, что
физиологические реакции на музыку отдельных индивидов варьируются в широких
пределах, вплоть до противоположно направленных.
Характер физиологических реакций слушателя определяется его личной музыкальной
восприимчивостью и заинтересованностью. У разных лиц «отзывчивость» организма
на музыкальное воздействие разная.