ТЕАТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ метод психотерапии, использующий систему театральных средств, с целью исследования и/или коррекции субъективной психологической реальности клиента.

В Древней Греции театральные постановки, предполагающие катарсические переживания зрителей, были разновидностью целительской практики. Связь театра с целительством прослеживается в театрализованных ритуалах, связанных с культом Асклепия – бога врачевания. С появлением теории катарсиса Аристотеля, театр стал претендовать на роль психотехнической и психотерапевтической системы.

В настоящее время Т.п. развивается в двух основных формах: (1) театр как психотерапевтическая система (клинические ролевые игры, использующие в своем арсенале различные методы имитационного моделирования поведения (behavioral simulations), драматерапия и театральная психотерапия); (2) театр как исследовательская лаборатория (терапевтичекий театр Я.Л.Морено, психодрама и психологический театр Ж.Дюрана).

Благодаря специфичности своей функциональной и организационной структуры, театр отражает систему социальных отношений в их динамике. Так, работа актера над сценическим образом под руководством режиссера сравнима с социализацией человека в референтной группе. Традиционное деление сцены на три плана, (первый связан с идеальными образами и образами будущего, второй – с реальными событиями жизни и третий, символизирующий содержание бессознательного), соотносится с психологическим пространством личности, в котором человек выделяет прошлое, настоящее и будущее.

            Т.п. предоставляет участникам широкие возможности для личностного развития, актуализации и объективизации проблемных отношений в виде законченного и целостного пространственно-временного континуума. Используемые в П.т. методы, позволяющие моделировать различные жизненные ситуации, способствуют воссозданию важных связей, утерянных или не состоявшихся в реальной жизни. Посредством театральной игры человек получает возможность выйти за рамки той реальности, в которой он существует, наделяя предметы окружающего его мира иными значениями. В собственной сценической практике происходит актуализация отсутствующего опыта, его осознание и присвоение через личные переживания. Благодаря действующим процессам рефлексии, сопровождающим театральную игру, ее участник получает в свое распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Через осознание психологических закономерностей собственного поведения обретается способность управлять ситуациями реальной жизни. Это способствует восстановлению целостности личности, нарушенной психотравмирующими обстоятельствами жизни, повышению ответственности за собственные поступки и овладению контролем над собственным поведением.

Для зрителей так же существует возможность через сопереживание героям спектакля разрешать и свои психологические проблемы.

Т.п. как исследовательская лаборатория наиболее полно представлен в работах Ж. Дюрана, рассматривающего его как метод исследования коллективного бессознательного и как форму взаимодействия человека с теневой частью своей личности. В условиях театральной системы моделируются различные психические состояния и психологические пространства, отражающие межличностные отношения или внутренний мир героя, исследуются психологические механизмы в условиях моделируемого эксперимента, создаются предпосылки переноса ситуации эксперимента в реальную жизнь (благодаря «феномену двойника» актер-исследователь контролирует собственный внешний образ). Подобная исследовательская стратегия позволяет избежать недостатков лабораторного (нарушающего экологическую валидность) и естественного (неуправляемого) экспериментов.

А.С. Калашников