ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ (от англ. transaction - сделка) -
психотерапевтический метод, предложенный американским психиатром Эриком Берном
(Eric Berne). Теория Т.а. содержит четыре основных раздела: (1) cтруктурный
анализ - теория личности, основным понятием которой является
"Эго-состояние"; (2) Т.а. в узком смысле - теория социального
действия, основное понятие которой ("трансакция") дало название всему
направлению;
(3)
анализ игр - манипулятивных межличностных взаимодействий, служащих для
подтверждения установок, сложившихся у человека в ранний период развития;
(4)
сценарный анализ (скрипт-анализ) - теория личностного сценария, складывающегося
нередко в результате родительского программирования.
Т.а. - теория, рожденная практикой и положенная в основу терапевтической
системы, пригодной как для групповой, так и для индивидуальной терапии. Сильной
стороной Т.а. является установление общего языка с клиентом, облегчающим
психотерапевтический контакт.
Методологической
основой Т.а. является концепция Эго-состояний. Ей соответствует схема:
«Родитель - Взрослый – Ребенок» (вступая во взаимодействие, Эго человека
находится в одном из этих трех состояний). Эго-состояние "Родитель"
обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования,
догмы, санкции, забота, могущество; содержит нормы и предписания, некритически
усваиваемые индивидом как в детстве, так и на
протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Эго-состояние
"Родитель" содержит и автоматизированные формы поведения, сложившиеся
прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: «заботящийся»
(советы, поддержка, опека и т.п.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т.п.).
Эго-состояние "Ребенок" – это эмотивное начало в
человеке, которое может проявляться в двух видах: «естественному Ребенку»
свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и
раскованности; «адаптированный Ребенок» (та часть личности, которая желает быть
принятой родителями и боится отвержения с их стороны) представлен такими
разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя),
"соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние
"Взрослый" включает в себя вероятностную оценку ситуации,
рациональность, компетентность, независимость; функционирует
"здесь-и-теперь" и независимо от прошлого, хотя и использует
информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.
Важнейшим
положением теории Эго-состояний является тезис о "переключении" или
переходе активности от одного Эго-состояния к другому: один и тот же индивид в
разных жизненных ситуациях может проявляться то как
Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок (в поведении и переживаниях индивида
могут одновременно проявляться более чем одно Эго-состояние). Обмен стимулами -
реакциями между Эго-состояниями общающихся людей Берн назвал
"трансакцией". Был разработан анализ человеческого
взаимодействия по этим элементарным составляющим, подразделяемым на три
основных типа: (1)дополнительные трансакции - когда Эго-состояние, пославшее стимул,
совпадает с Эго-состоянием, дающим ответ (например, "Сколько
времени?" - "15.22" - трансакция Взрослый - Взрослый);
(2)перекрестные трансакции - конфликтные взаимодействия, когда стимул
посылается к одному Эго-состоянию, а отвечает другое (например, "Сколько
времени?" - "Следовало бы иметь свои
часы", т.е. Взрослый обращается к Взрослому, а в ответ Родитель укоряет
Ребенка); (3) скрытые трансакции, содержащие дополнительный психологический
план взаимодействия (классический пример: муж на пыльном столе пишет пальцем
"Я тебя люблю"; открытый уровень этой трансакции - обращение Ребенка
мужа к Ребенку жены, скрытый - Родительский выговор за непорядок; ответить может «Ребенок» жены - "Как это мило с твоей
стороны", либо «Взрослый» жены – она начинает уборку в квартире, либо
«Родитель» жены - "Вечно ты меня попрекаешь". Причем в первом
случае жена реагирует на открытый уровень, а в двух других - на скрытый; впрочем возможно и сочетание - убрать все, оставив пыльное
пятно, на котором приписать "И я тебя люблю").
Скрытые
трансакции (включают более двух Эго-состояний) составляют тип человеческих
взаимоотношений, названный Берном "игры". Под игрой Берн понимал
серию скрытых трансакций, содержащих некий "подвох" и сводящих
общение к определенному, повторяющемуся раз за разом исходу, при которых один
из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного
преимущества над другим (выигрыша). В качестве выигрыша выступает какое-либо
определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от
выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия
первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его
сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские
игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного
мира", "игры жизни" и т.д. Целью анализа игр является осознание
игровых механизмов и избавление от деструктивных игр, альтернатива которым - истинный
межличностный контакт, субъект-субъектные отношения,
на языке Берна - близость (intimacy).
Изучая игры (а
описано их было около 200), Э.Берн отметил, что игровое поведение служит для
подтверждения давно принятых решений о том, как нужно существовать в этом мире.
В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного
пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных
факторов и воспитания. Скрипты содержатся в Эго-состоянии "Ребенок",
плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым,
несвободным. В результате программирующего влияния воспитывающего взрослого
ребенок в ранний период своего развития принимает кардинальные решения, не
подлежащие, как правило, существенному пересмотру в дальнейшем, на основе которых формируется сценарий всей жизни человека (сценарий –
это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть).
Описан ряд типичных для клиентов психотерапевта сценариев: "Сценарий
Сизифа", "Сценарий Красной Шапочки" и др.
Целью Т.а.-терапии
является выведение клиента за пределы сценария и принятие им осознанных
взрослых решений о том, как строить свою жизнь. Психотерапия,
разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов,
программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им
непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных
отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.
Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной
личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В основе практики ТА лежит контракт, в котором оговариваются условия
работы психотерапевта с клиентом.
В 70-е гг. ученики Э.Берна создали ряд ценных теоретических концепций и
практических разработок. Клод Стайнер (Claude M.
Steiner) и Роберт Гоулдинг(Robert L. Goulding) продолжили разработку сценарной
теории, Ричард Эрскин (Richard G. Erskine), Петрушка Кларксон
(Petruska Clarkson), Карло Мойсо (Carlo Moiso) и др. развивают теорию личности.
В Т.а. созданы
также несколько психодиагностических методик. На основе предложенного Джоном
Дьюзи (John Dusay) приема построения эгограмм, Н.Р.Хейер (N.R.Heyer) разработал
опросник: "Личностный профиль Эго-состояний". Кэтрин Б. Уильямс
(K.B.Williams) разработала методику по "Контрольному списку
прилагательных", а Ральф Дж.Тернер (R.J.Turner)
предложил трансактную проективную рисуночную методику. Разработанные для
диагностики Эго-состояний и их форм вербальные методики определяют развитость,
"энергетическую наполненность" Эго-состояний и их форм. Несмотря на
свою распространенность, эти методы подвергаются критике
как клиницистами, так и теоретиками Т. а. за узкий подход, не учитывающий
особенностей отношений между Эго-состояниями. Возможность более широкого
подхода к диагностике Эго-состояния дает разработка проективных, в частности
рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников
(например, опросников Р.Кеттела, MMPI и др.). В России В.А. Петровским
предложен метод трансактной реинтерпретации личностных опросников. В настоящее
время Т.а. получил распространение не только в психотерапевтической практике,
но и при обучении менеджеров, педагогов, социологов и др. Активно используется
концепция Т.а. в социально-психологическом тренинге, в нейро-лингвистическом
программировании и др. современных направлениях практической психологии.
Л.А.
Карпенко, В.К. Калиненко