АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития
лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя
редакция осуществлена в 1973 г.). А.т.с.и. состоит из девяти
субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций
интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов,
используются задачи закрытого типа). А именно:
I. Логический отбор (LS) -
исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить
предложение одним из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время
выполнения - 6 мин.
II. Определение
общих черт (GE) - исследование способности к абстрагированию, оперированию
вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из
которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и
следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время выполнения - 6 мин.
III. Аналогии (AN) - анализ
комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются
три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего
слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо
выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и
первые два. Количество заданий - 11, время выполнения - 7 мин.
IV. Классификация (KL) -
оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова
общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка
варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
V. Задания на счет (RA) -
оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит
из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.
VI. Ряды чисел (ZR) -
анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях
необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время
выполнения - 10 мин.
VII. Выбор
фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных
способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на
части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с цельной
фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20.
Время выполнения - 7 мин.
VIII. Задание с кубиками
(WU) - исследуется то же, что и в VII-м субтесте. В каждом из 20 заданий
предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов,
обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним
из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.
IX. Задания
на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME).
Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в
задании. Слова для запоминания объединены в таблице по
определенным категориям, напр., цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика,
ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается
запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того, испытуемые
предупреждаются о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это
слово должно занимать то же место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется
найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож.
Правильным решением будет выбор слова "зебра". Время выполнения 20
заданий - 6 мин.
Всего
в А.т.с.и. обследуемому предлагается 176 заданий.
Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа
испытуемых) - 90 мин. При подсчете "сырых" оценок (кроме IV субтеста)
каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому
субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом
структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения
отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в
общую оценку уровня интеллекта.
А.т.с.и.
имеет три параллельные формы теста: (А, В, С), модификация А.т.с.и.
- четыре формы (A1, B2, C3, D4).
А.т.с.и. разрабатывался в
первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с
проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций по выбору профессии,
анализа профессиональной пригодности. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из
концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в
целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как
структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в
различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных
"центров тяжести" - речевого, счетно-математического интеллекта,
пространственных представлений, функций памяти и др. Р. Амтхауэр (1953) отмечал
тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной
сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий он
руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой
корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой
корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента
корреляции между группами заданий и общим результатом - 0,65 (0,80-0,45),
средний показатель интеркорреляции субтестов - 0,36 (0,62-0,20). Коэффициент
надежности ретестовой А.т.с.и. (интервал повторного исследования - 1 год) -
0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм - 0,95, надежности частей
теста (метод расщепления) - 0,97. Валидность критериальная по корреляции с
успеваемостью - 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития
- 0,62 (выборка валидизации - 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели
валидности текущей и валидности прогностической, определенной по методу
контрастных групп.
А.т.с.и. был адаптирован в
Эстонии и применялся под названием "тест-Су" для изучения уровня
интеллектуального развития учащихся младших классов (Х. И. Лийметс с соавт.,
1974). В России опубликованы материалы об использовании не полного варианта
теста (исключен один из субтестов) при обследовании учащихся 7-10 классов
городских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о
достаточно высокой надежности и валидности неполного варианта А.т.с.и. В этом исследовании
авторы вводят понятие "социально-психологической нормы",
которая определяется как система требований общества к психическому развитию
индивида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов
тестирования должна исходить из степени близости к социально-психологическим
нормам, которые дифференцируются в образовательно-возрастных границах и должны
прийти на смену традиционным статистическим нормам.