БРЭЙСА
МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ
(Brace Motor Ability Tests (Scale) - тестовая батарея исследования уровня
развития двигательных умений, компонентов моторики детей и подростков. Предложена в
1927 г. Д. Брэйсом, профессором физического воспитания Техасского университета
(США). Методика имеет шкальный принцип построения. Шкала разработана в двух
вариантах, включающих, соответственно, 20 и 30 тестов, допускается как
индивидуальное, так и групповое обследование детей и подростков в возрасте от
10 до 16 лет, а также взрослых в возрасте до 45 лет. Ниже приведены несколько
примеров заданий Б.м.с.т.: Тест 1. Пройти по прямой линии, ставя носок
одной ноги вплотную к пятке другой ноги. Упражнение начать с левой ноги.
Сделать 10 шагов. При выполнении задания глаза испытуемого открыты, допускается
балансирование руками. Тест считается невыполненным, если испытуемый потерял
равновесие и сошел с прямой линии, либо при несоблюдении условия прикосновения
носка одной ноги к пятке другой. Тест 11. Подпрыгнуть и во время прыжка
хлопнуть обеими руками по пяткам. Тест считается невыполненным, если испытуемый
не смог прикоснуться одновременно к обеим пяткам. Тест 20. Стать на
левую ногу. Правую ногу вытянуть вперед. Опуститься и сесть на левую ногу, не
прикасаясь правой ногой или руками у полу. Подняться из такого положения, не
теряя равновесия. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог
присесть на левую ногу, прикоснулся правой ногой или руками к полу, не смог
подняться на левой ноге без прикосновения правой ноги к полу.
Процедура обследования
стандартизирована. Методические материалы по тесту снабжены фотографиями,
демонстрирующими правильное выполнение движений. Продолжительность обследования
35-40 минут. При оценке результатов обследования сырые баллы (первичные
оценки), соответствующие числу выполненных тестов, по специальным таблицам
переводятся в стандартные показатели моторного развития (ПМР). По мнению Д.
Брэйса, основными функциями, подлежащими измерению при оценке
моторного развития являются: ловкость движений, гибкость, мышечная сила,
способность к сохранению равновесия и координация сложных движений. При отборе
заданий, вошедших в Б.м.с.т., автор руководствовался следующими принципами:
преимущественная направленность на врожденные качества моторики, а не на
двигательные навыки; моделирование сложных двигательных комплексов, а не
отдельных движений; широкий охват наиболее типичных комплексов движений;
доступность шкалы для массового использования. Б.м.с.т. стандартизированы
на выборке 155 детей и взрослых. Полная форма теста (из 30 заданий) имеет два
параллельных варианта (формы А и В). Сокращенная шкала
(20 заданий) имеет также две формы (тесты 1-10 - форма М, тесты 11-20 - форма
Н). При оценки характеристик Б.м.с.т. как
диагностической процедуры, валидность конструктная определялась на основе
сравнения показателей моторного развития с экспертными оценками 75
преподавателей. По различным критериям коэффициент корреляции составил
0,58-0,68. Среди критериев экспертных оценок были: "способность к легкому
усваиванию форм движений", "разнообразие движений", легкость
сложных движений" и др. Валидность текущая проверялась на материале
контрастных групп детей интенсивно занимающихся спортом и не занимающихся
спортом. Коэффициент надежности ретестовой составил 0,78-0,90, надежности
параллельных форм (формы А, В) - 0,73. На разработку
Б.м.с.т. существенное влияние оказала шкала оценка моторики Озерецкого.
Б.м.с.т. переведены на русский язык Е.В. Гурьяновым (1928 г.).
Л.Ф. Бурлачук