БРЭЙСА МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ (Brace Motor Ability Tests (Scale) - тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, компонентов моторики детей и подростков. Предложена в 1927 г. Д. Брэйсом, профессором физического воспитания Техасского университета (США). Методика имеет шкальный принцип построения. Шкала разработана в двух вариантах, включающих, соответственно, 20 и 30 тестов, допускается как индивидуальное, так и групповое обследование детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет, а также взрослых в возрасте до 45 лет. Ниже приведены несколько примеров заданий Б.м.с.т.: Тест 1. Пройти по прямой линии, ставя носок одной ноги вплотную к пятке другой ноги. Упражнение начать с левой ноги. Сделать 10 шагов. При выполнении задания глаза испытуемого открыты, допускается балансирование руками. Тест считается невыполненным, если испытуемый потерял равновесие и сошел с прямой линии, либо при несоблюдении условия прикосновения носка одной ноги к пятке другой. Тест 11. Подпрыгнуть и во время прыжка хлопнуть обеими руками по пяткам. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог прикоснуться одновременно к обеим пяткам. Тест 20. Стать на левую ногу. Правую ногу вытянуть вперед. Опуститься и сесть на левую ногу, не прикасаясь правой ногой или руками у полу. Подняться из такого положения, не теряя равновесия. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог присесть на левую ногу, прикоснулся правой ногой или руками к полу, не смог подняться на левой ноге без прикосновения правой ноги к полу.

Процедура обследования стандартизирована. Методические материалы по тесту снабжены фотографиями, демонстрирующими правильное выполнение движений. Продолжительность обследования 35-40 минут. При оценке результатов обследования сырые баллы (первичные оценки), соответствующие числу выполненных тестов, по специальным таблицам переводятся в стандартные показатели моторного развития (ПМР). По мнению Д. Брэйса, основными функциями, подлежащими измерению при оценке моторного развития являются: ловкость движений, гибкость, мышечная сила, способность к сохранению равновесия и координация сложных движений. При отборе заданий, вошедших в Б.м.с.т., автор руководствовался следующими принципами: преимущественная направленность на врожденные качества моторики, а не на двигательные навыки; моделирование сложных двигательных комплексов, а не отдельных движений; широкий охват наиболее типичных комплексов движений; доступность шкалы для массового использования. Б.м.с.т. стандартизированы на выборке 155 детей и взрослых. Полная форма теста (из 30 заданий) имеет два параллельных варианта (формы А и В). Сокращенная шкала (20 заданий) имеет также две формы (тесты 1-10 - форма М, тесты 11-20 - форма Н). При оценки характеристик Б.м.с.т. как диагностической процедуры, валидность конструктная определялась на основе сравнения показателей моторного развития с экспертными оценками 75 преподавателей. По различным критериям коэффициент корреляции составил 0,58-0,68. Среди критериев экспертных оценок были: "способность к легкому усваиванию форм движений", "разнообразие движений", легкость сложных движений" и др. Валидность текущая проверялась на материале контрастных групп детей интенсивно занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Коэффициент надежности ретестовой составил 0,78-0,90, надежности параллельных форм (формы А, В) - 0,73. На разработку Б.м.с.т. существенное влияние оказала шкала оценка моторики Озерецкого. Б.м.с.т. переведены на русский язык Е.В. Гурьяновым (1928 г.).

Л.Ф. Бурлачук