ВАЙНЛЕНДСКАЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКАЛА (Vineland Social Maturity Scale) - методика
определения степени овладения социальными навыками детьми в возрасте от 3 до 9
лет. Разработана Е.А. Доллом в 1935 г. Автор исходил из понимания социальных
навыков как свойств, присущим всем людям, "как общих предпосылок уровня
наблюдаемой активности индивида, имеющих социальное значение". Эта
активность проявляется в первую очередь в способности следить за своими
потребностями и ощущать ответственность за свои действия. Комплекс этих
атрибутов Е. Долл обозначил как "социальная
зрелость". Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и
соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами. Экспериментатор
получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной
схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого,
данные чаще всего собираются от других лиц, обладающих информацией о его
развитии (родители, воспитатели и т.д.). Ориентиром для беседы и оценки
действий является бланк для ответов, который содержит 36 нормативных
требований, касающихся поведения ребенка. Задания сформулированы таким образом,
чтобы выявить способен ли ребенок самостоятельно
удовлетворить свои потребности. В первую очередь нормативы касаются
"социальных способностей", например, самостоятельность, способность к
общению, социальная включенность и т.д.
Формулировка нормативов примерно такова: - для возраста 3-4
года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков; - для
возраста 4-5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о
деньгах и их значении.
Нормативы объединяются в
следующие категории: 1. Способность к самообслуживанию; 2. Самостоятельность во
время еды; 3. Самостоятельность при одевании; 4. Способность к саморегуляции
поведения; 5. Уровень активности; 6. Уровень общения; 7. Физическая активность;
8. Степень социализации. Использование беседы и получение информации от лиц,
знающих ребенка, оказывается вполне адекватным и для определения степени
овладения социальными навыками, но предъявляет повышенные требования к
экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к
нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается
в 1 балл. Первичная оценка с учетом хронологического возраста переводится в
условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной "зоне
развития". В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон.
В.с.з.ш. пригодна
для обследования лиц от рождения до 25 и даже до 30 лет. Однако, из-за отличий
в культурных условиях в различных возрастных выборках автор определил зону
применимости шкалы от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на
испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей
в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла. В
процессе рестандартизации В.с.з.ш. (Й. Кожены, 1974) была установлена
внутренняя огласованность заданий (коэффициенты для отдельных возрастных
категорий находились в диапазоне от 0,59 до 0,86). Возможности использования
В.с.з.ш. достаточно широки, она может быть с успехом применена в детской
клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста.