ВНИМАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ (в клинической психологии) совокупность методических приемов и средств, применяемых при изучении внимания. В.и. проводится при профотборе, выявлении готовности к школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности, возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются следующие методики.

(а) Методика «Корректурная проба», предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста. Быстрый темп выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в состоянии маниакальности, а медленный – для больных в депрессивном состоянии. Существуют различные модификации теста: тест Тулуза - Пьерона, кольца Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста.

(б) Методика «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте), используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель – время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных эпилепсией, однако причины замедления темпа у указанных больных различны. Существует модификация этой методики - «черно-красные таблицы», предложенная Ф.Д. Горбовым (1959, 1964 ), применяется для диагностики переключаемости внимания.

(в) Методика «Кубики Кооса», предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом (олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта.

(г) Методика «Куб Линка» используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее степень - имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу работы, утомляемости характерны для астенизированных больных.

(д) «Доски Сегена» - методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.

И.М.Карлинская, И.Б. Ханина