ВНИМАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ (в клинической
психологии) – совокупность методических приемов и средств, применяемых
при изучении внимания. В.и. проводится при профотборе, выявлении готовности к
школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений
некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности,
возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются
следующие методики.
(а) Методика «Корректурная
проба», предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики
устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания,
работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу
подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста. Быстрый темп
выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в
состоянии маниакальности, а медленный – для больных в депрессивном состоянии.
Существуют различные модификации теста: тест Тулуза - Пьерона, кольца
Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста.
(б) Методика
«Отыскивание чисел» (таблицы Шульте), используется для исследования
устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель – время
выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с
сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных
эпилепсией, однако причины замедления темпа у указанных больных различны.
Существует модификация этой методики - «черно-красные таблицы», предложенная
Ф.Д. Горбовым (1959, 1964 ), применяется для диагностики переключаемости внимания.
(в) Методика
«Кубики Кооса», предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят
диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве,
работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий.
Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом
(олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными
поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как
невербальный тест интеллекта.
(г) Методика
«Куб Линка» используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных
реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого
невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее
степень - имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате
органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая
теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу
работы, утомляемости характерны для астенизированных больных.
(д) «Доски
Сегена» - методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет
определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его
задержкой.