ДЕРЕВНЯ (Village) - проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса "Игры на полу" /1911/ дало импульс к созданию методики Д. и Мира теста. В 1939 г. Д. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р.Мукиелли издал в 1960 г. первое полное руководство. Предназначена для исследования как детей, так и взрослых. Стимульный материал Д. состоит из небольших по величине предметов, количество которых доходит до 300 (в зависимости от вариантов различных авторов). Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки /мясная, булочная/, кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т.п. Испытуемому предлагается построить деревню, в которой он будет жить. Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окончания которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как произвольные /напр. "В каком месте деревни Вы живете?, "Какой уголок Вам нравится больше всего?", "Есть ли в деревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?"/, так и по определенной схеме /существует 8 стандартных вопросов/. После этого на бумаге делается набросок деревни в котором тщательно отмечается расположение каждого предмета.

Теоретические основы методики основываются на исследованиях в области феноменологии, символизма, экзистенциализма. Анализу подвергаются, в первую очередь, символическое жизненное пространство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика правого и левого, верха и низа. Например, доска или стол, на котором строится Д. может быть условно поделен на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого рассматривается как зона стремлений, центральная - как сфера настоящего, ближайшая - как сфера актуальных переживаний и "ЭГО". Возможно деление по вертикальным зонам, а так же по небольшим квадратам /от 8 до 16/. По мнению Р. Мукиелли, в исследованиях с помощью Д. выявляются 4 переменные: психологический возраст, характер /поведение/, культурный уровень и внутренний мир личности, о чем свидетельствуют символические фантазии, которые необходимо декодировать; интерпретации подлежат форма переживаемого пространства и значение, придаваемое элементам построенной Д. (например, "аптека"- символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; "мясная лавка"- насилия, агрессии, убийства; "вокзал"- изменения жизни, разрыва с настоящим, отьезда/. Обсуждается так же потребность в топографическом анализе рельефа Д., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а так же типичных экспрессивных движений в процессе создания Д.

В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов Д., характерные для различных контингентов испытуемых. Р. Мукиелли разработаны "патологические симптомы": опустошенная Д., переполненная Д., хаотичная Д., расщепленная Д., безлюдная Д., Д. с двойным центром, Д., построенная в виде лабиринта, Д., в которой постройку объединяет общая идея и т.д. Так, лица страдающие неврозами создают, как правило, опустошенный, безлюдный, излишне строгий или беспорядочный макеты Д.

В специальных исследованиях изучалась проблема дополняемости или взаимодополняемости Д. и Мира теста, во многом сходных методик. Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-психических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомендуется использовать обе методики, так как они освещают различные стороны личности. За рубежом Д. используется при профотборе и профориентации, в процессе психотерапии. Усложненная интерпретация затрудняет широкое распространение Д. Необходимы исследования по ее стандартизации.

Л.Ф. Бурлачук