ДЕРЕВНЯ (Village) -
проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса "Игры
на полу" /1911/ дало импульс к созданию методики Д. и Мира теста. В 1939
г. Д. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р.Мукиелли
издал в 1960 г. первое полное руководство. Предназначена для исследования
как детей, так и взрослых. Стимульный материал Д. состоит из небольших по
величине предметов, количество которых доходит до 300 (в зависимости от
вариантов различных авторов). Среди них: школа, больница,
мэрия, церковь, торговые лавки /мясная, булочная/, кафе, деревья различной
формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т.п. Испытуемому
предлагается построить деревню, в которой он будет жить. Психолог фиксирует
поведение испытуемого и время работы, после окончания
которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как
произвольные /напр. "В каком месте деревни Вы живете?, "Какой уголок
Вам нравится больше всего?", "Есть ли в деревне уголок, который
напоминает Вам знакомые места?"/, так и по определенной схеме /существует
8 стандартных вопросов/. После этого на бумаге делается набросок деревни в котором тщательно отмечается расположение каждого
предмета.
Теоретические
основы методики основываются на исследованиях в области феноменологии,
символизма, экзистенциализма. Анализу подвергаются, в первую очередь,
символическое жизненное пространство и его структура. При интерпретации
результатов учитываются символика правого и левого, верха и низа. Например,
доска или стол, на котором строится Д. может быть
условно поделен на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого
рассматривается как зона стремлений, центральная - как сфера настоящего,
ближайшая - как сфера актуальных переживаний и "ЭГО". Возможно
деление по вертикальным зонам, а так же по небольшим квадратам /от 8 до 16/. По
мнению Р. Мукиелли, в исследованиях с помощью Д. выявляются 4 переменные:
психологический возраст, характер /поведение/, культурный уровень и внутренний
мир личности, о чем свидетельствуют символические фантазии, которые необходимо
декодировать; интерпретации подлежат форма переживаемого
пространства и значение, придаваемое элементам построенной Д. (например,
"аптека"- символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого
недомогания; "мясная лавка"- насилия, агрессии, убийства;
"вокзал"- изменения жизни, разрыва с настоящим, отьезда/. Обсуждается
так же потребность в топографическом анализе рельефа Д., ее высоты, наличия
долин, возвышенностей, а так же типичных экспрессивных движений в процессе
создания Д.
В
исследованиях с использованием методики выявились типы макетов Д., характерные
для различных контингентов испытуемых. Р. Мукиелли разработаны
"патологические симптомы": опустошенная Д., переполненная Д.,
хаотичная Д., расщепленная Д., безлюдная Д., Д. с двойным центром, Д.,
построенная в виде лабиринта, Д., в которой постройку
объединяет общая идея и т.д. Так, лица страдающие неврозами создают, как
правило, опустошенный, безлюдный, излишне строгий или беспорядочный макеты Д.
В
специальных исследованиях изучалась проблема дополняемости или
взаимодополняемости Д. и Мира теста, во многом сходных методик. Было показано,
что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют
различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при
необходимости диагностики нервно-психических расстройств. При углубленной
индивидуальной диагностике рекомендуется использовать обе методики, так как они
освещают различные стороны личности. За рубежом Д. используется при профотборе
и профориентации, в процессе психотерапии. Усложненная интерпретация затрудняет широкое распространение Д. Необходимы
исследования по ее стандартизации.