ДЕТСКОГО ОПИСАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИК (Childrens Report
of Parental Behavior Inventory, CRPBI) -
опросник личностный, направленный на изучение
установок, поведения и методов воспитательных воздействий родителей с точки
зрения их детей. Разработан Э.С.Шефером в 1965 г. Первоначальный вариант
состоял из 20 шкал по 10 вопросов в каждой. В последующей редакции сокращено
количество шкал до 18 при общем объеме вопросов 192. Диагностируемые параметры
описываются тремя факторами: принятие - непринятие родителей, психологический
контроль - психологическая автономия, строгий воспитательный подход - подход
либеральный. За рубежом Д.о.р.п.о. часто используется в модификации С.
Шлудерман и Е. Шлудерман, сокративших количество вопросов до 108 за счет выделения
наиболее диагностически ценных. Изучаемые факторы в модифицированном варианте
квалифицируются следующим образом: (а) положительное отношение - враждебность,
(б) директивность - автономия, (в) последовательность – непоследовательность
воспитательных воздействий. Известен также предложенный на этой основе вариант
З. Матейчека и П. Ржичана (1983). Благодаря анализу гомогенности (внутренней
согласованности) вопросов по отношению к выделенным факторам, появилась
возможность разработать более компактную версию, обладающую высокой надежностью
и получившую название "Опросника родительского поведения и установок для
молодежи" (МОЛОР - сокращенное молодежь-родители).
МОЛОР состоит из 50-ти высказываний, касающихся поведения родетелей, на которые
испытуемые могут отвечать в трехбальной шкале ("да",
"частично", "нет"), что выражается количественными оценками
2-1-0. Методика включает 4 тестовые тетради, которые различаются в зависимости
от субъекта и объекта оценивания: оценка отца дочерью, оценка отца сыном,
оценка матери дочерью, оценка матери сыном. Оценки первичные переводятся в
производный показатель, который представляет собой пятибальную систему
стандартных оценок. Эти оценки являются удвоенными стэнами 1-2, стандартная
оценка «2» соответствует стэнам 3-4 и т.д. Опросник предназначен для
обследования лиц в возрасте 13-18 лет. Валидность эмпирическую
устанавливали путем сравнения оценок отдельных шкал в группах учеников с
хорошей и плохой успеваемостью, при этом были получены достоверные различия
(более отчетливо при оценке матери). Валидность критериальная определялась
сопоставлением результатов у детей, родившихся при нежелательной беременности с
детьми, эмоционально принятыми родителями, а также сопоставлением данных,
полученных у детей, живущих в полных и неполных семьях. Имеются сведения о
валидности конструктивной, полученные при
сопоставлении результатов опросника с аналогичными данными, направленными на
анализ отношений между детьми и родителями. Внутренняя согласованность шкал
оценки матери и отца является удовлетворительной, коэффициент корреляции
варьирует в интервале 0,53-0,86. Отмечается высокая надежность ретестовая. При
интервале ретеста 2
недели были получены коэффициенты rt=0,70-0,86 (при оценке
матери и отца). З.Матейчек и П.Ржичан (1983) указывают на высокую
информативность МОЛОР при анализе семейных конфликтов, воспитательных проблем,
нарушениях поведения и невротических расстройств в случае
развода в семье, при проблемах с обучением в школе. Опросник находит применение
и в клинической практике.
Л.Ф. Бурлачук