ДЕТСКОГО ОПИСАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИК (Childrens Report of Parental Behavior Inventory, CRPBI) - опросник личностный, направленный на изучение установок, поведения и методов воспитательных воздействий родителей с точки зрения их детей. Разработан Э.С.Шефером в 1965 г. Первоначальный вариант состоял из 20 шкал по 10 вопросов в каждой. В последующей редакции сокращено количество шкал до 18 при общем объеме вопросов 192. Диагностируемые параметры описываются тремя факторами: принятие - непринятие родителей, психологический контроль - психологическая автономия, строгий воспитательный подход - подход либеральный. За рубежом Д.о.р.п.о. часто используется в модификации С. Шлудерман и Е. Шлудерман, сокративших количество вопросов до 108 за счет выделения наиболее диагностически ценных. Изучаемые факторы в модифицированном варианте квалифицируются следующим образом: (а) положительное отношение - враждебность, (б) директивность - автономия, (в) последовательность – непоследовательность воспитательных воздействий. Известен также предложенный на этой основе вариант З. Матейчека и П. Ржичана (1983). Благодаря анализу гомогенности (внутренней согласованности) вопросов по отношению к выделенным факторам, появилась возможность разработать более компактную версию, обладающую высокой надежностью и получившую название "Опросника родительского поведения и установок для молодежи" (МОЛОР - сокращенное молодежь-родители). МОЛОР состоит из 50-ти высказываний, касающихся поведения родетелей, на которые испытуемые могут отвечать в трехбальной шкале ("да", "частично", "нет"), что выражается количественными оценками 2-1-0. Методика включает 4 тестовые тетради, которые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: оценка отца дочерью, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка матери сыном. Оценки первичные переводятся в производный показатель, который представляет собой пятибальную систему стандартных оценок. Эти оценки являются удвоенными стэнами 1-2, стандартная оценка «2» соответствует стэнам 3-4 и т.д. Опросник предназначен для обследования лиц в возрасте 13-18 лет. Валидность эмпирическую устанавливали путем сравнения оценок отдельных шкал в группах учеников с хорошей и плохой успеваемостью, при этом были получены достоверные различия (более отчетливо при оценке матери). Валидность критериальная определялась сопоставлением результатов у детей, родившихся при нежелательной беременности с детьми, эмоционально принятыми родителями, а также сопоставлением данных, полученных у детей, живущих в полных и неполных семьях. Имеются сведения о валидности конструктивной, полученные при сопоставлении результатов опросника с аналогичными данными, направленными на анализ отношений между детьми и родителями. Внутренняя согласованность шкал оценки матери и отца является удовлетворительной, коэффициент корреляции варьирует в интервале 0,53-0,86. Отмечается высокая надежность ретестовая. При интервале ретеста 2

недели были получены коэффициенты rt=0,70-0,86 (при оценке матери и отца). З.Матейчек и П.Ржичан (1983) указывают на высокую информативность МОЛОР при анализе семейных конфликтов, воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройств в случае развода в семье, при проблемах с обучением в школе. Опросник находит применение и в клинической практике.

Л.Ф. Бурлачук